Жермена Тайфер — PianoKafe.com
французская композитор

Жермена Тайфер


Оценить
Жерме́н Тайфе́р (фр. Germaine Tailleferre, настоящее имя Марсель Тайфес, фр. Marcelle Taillefesse; 19 апреля 1892 - 7 ноября 1983) - французская пианистка и композитор, единственная женщина - член группы композиторов, известных как «Шестерка».

Преамбула

«Мари Лоренсен для слуха» — так Жан Кокто говорил о Жермен Тайфер, единственной женщине знаменитой «шестёрки», наряду с Жоржем Ориком, Луи Дюрей, Артюром Онеггером, Дариусом Мийо и Франсисом Пуленком. Долгое время считалось, что творчество Тайфер может быть сведено к серии очаровательных работ для фортепиано, написанных в межвоенный период, и что её карьера композитора закончилась после Второй мировой войны. Кроме этих небольших пьес, она сочинила камерную музыку, два фортепианных концерта, три этюда для фортепиано с оркестром, скрипичный концерт, «Кончерто Гроссо» («Concerto Grosso») для двух фортепиано, восьми солистов, квартета саксофонистов и оркестра, четыре балета, оперы, две оперетты, помимо многих других работ для небольших ансамблей или полного оркестра. Наиболее важные сочинения написаны между 1945 годом и до конца её жизни, 1983 годом. До недавнего времени огромная часть её произведений оставалась неопубликованной. Например, Концерт для двух гитар и оркестра найден и записан только в 2004 году Крисом Билобрамом и Кристиной Альтман в Германии.

Биография

Жермен Тайфер родилась 19 апреля 1892 года в одном из самых отдалённых юго-восточных предместий Парижа — Сен-Мор-де-Фоссе — под именем Марсель Тайфес (Marcelle Taillefesse). Её мать, Мари-Дезире (в замужестве Тайфес), была вынуждена по воле отца разорвать помолвку, чтобы выйти замуж за молодого Артура Тайфеса (Arthur Taillefesse). Отец выбрал его по той простой причине, что у них была одна и та же фамилия. Это брак по договорённости был несчастным, и единственной радостью Мари-Дезире были её дети.

Молодая Жермен начала учиться игре на фортепиано с матерью в очень раннем возрасте и сразу стала сочинять короткие произведения. Несмотря на противодействие отца, она поступила в Парижскую консерваторию по классу фортепиано и теории музыки и вскоре получила свой первый приз по теории музыки. В консерватории она занимается у Ж. Коссада (контрапункт), Г. Форе и Ш. Видора (композиция). Её первый успех произвёл впечатление на отца, и он разрешил ей продолжать учёбу, отказавшись при этом её финансировать. Рост самосознания в сочетании с местью заставляет Жермен изменить свою фамилию Тайфес на Тайфер (Tailleferre).

В 1912 году, в Парижской консерватории, Тайфер знакомится с Дариюсом Мийо, Жоржем Ориком и Артюром Онеггером, начает бывать в художественных кругах вместе с Г. Аполлинером, М. Лорансен, П. Фором, Ф. Леже, скульптором Эммануилом Центором, который впоследствии женился на Жанне, сестре Жермен. В 1913 году, в консерватории, Жермен выигрывает первые премии в конкурсах по контрапункту и гармонии, а в 1915 году по фуге. Также в консерватории, она познакомилась и подружилась с арфисткой Каролиной Луиджи-Тардье, дочерью композитора и дирижёра Александра Луиджи, который был тогда помощником Альфонса Хассельманса, учителя арфы. Для неё Тайфер написала «Маленькую книгу для арфы для Мадам Тардье» (1913—1917), которая представляла собой сборник из 18 небольших музыкальных пьес.

В 1917 году, с помощью своих новых друзей, Тайфер знакомится с художниками П. Пикассо и А. Модильяни, жившими на Монмартре и Монпарнасе. В студии одного из этих друзей, 15 января 1918 года состоялся первый концерт «Новая молодёжь» («Nouveaux Jeunes»), в котором принимали участие Франсис Пуленк и Луи Дюрей. В программе концерта были также произведения Тайфер «Подвижные игры» (Jeux de plein air) и Сонатина для струнного квартета (Sonatine pour quatuor à cordes), который стал впоследствии Струнным квартетом (Quatuor à cordes).

Музыкальный критик Анри Колле создал концепцию «группы Шести» в память о русской «Могучей кучке». Публикация манифеста Жана Кокто и статьи Анри Колле, опубликованных в 1920 году в СМИ, привели к мгновенной славе для знаменитой «Шестёрки», в которой Жермен была единственной женщиной — полноправным участником. Хотя деятельность группы продолжалась недолго, но они остаются друзьями до конца своих дней. Слух, что Дюрей спровоцировал конец группы, отказавшись участвовать в работе над балетом-пантомимой «Новобрачные на Эйфелевой башне» (Mariés de la tour Eiffel) в 1921 году является не точным. Это произведение первоначально должно было быть написано Ориком, который обратил внимание на то, что не успевает выполнить заказ. Тогда он обратился к своим друзьям, которые помогли ему закончить работу. Но Дюрей, по причине отсутствия в то время в Париже, не участвовал в проекте. Для этого балета Тайфер написала «Кадриль» и «Вальс телеграмм». Члены «Шестёрки» сохранили её дух, и даже через двадцать лет после смерти первого из них они продолжали встречаться, оставаясь друзьями.

Первая соната для скрипки и фортепиано (Première Sonate pour violon et piano) Тайфер была написана для известного скрипача и друга Жака Тибо. Она была впервые исполнена в Париже в 1922 году самим Тибо и Альфредом Корто. В 1923 году шведский балет поставил на эту музыку неоклассический балет «Продавец птиц» (Le Marchand d’oiseaux). Княгиня де Полиньяк заказала Тайфер фортепианный концерт (Concerto pour piano) в том же стиле, что и «Продавец птиц». Его успешно исполнил Альфред Корто в 1925 году в Филадельфии.

В этот период Тайфер проводит много времени с Морисом Равелем в его доме в Монфор-л’Амори. Они познакомились в Сен-Жан-де-Люз рядом с Биаррицем в 1919—1920 гг. Равель, который фокусирует своё внимание на молодом композиторе, давал советы и рекомендации по оркестровке материала, а также предложил ей готовиться к конкурсу на Римскую премию. Их регулярные встречи перемежались долгими прогулками по Монфору и часто заканчивались долгими и изнурительными уроками на фортепиано. Эти занятия странным образом прекратились в 1930 году, когда Тайфер отказалась давать объяснения и больше никогда не видела Равеля.

В 1925 году Тайфер выходит замуж за американского карикатуриста Ральфа Бартона и переезжает в Нью-Йорк на Манхэттен. Она много общается с друзьями своего мужа и особенно с Чарли Чаплином. Именно в этот период она пишет «Концертино для арфы» (Concertino pour harpe), посвящённое мужу. В 1927 году, по просьбе Бартона, пара переезжает во Францию, и Тайфер сочиняет музыку для Поля Клоделя к его оде в честь учёного Марселена Бертло «Под покровительством Афины» (Sous le rempart d’Athènes). Тайфер также создаёт балет «Новая Кифера» (La Nouvelle Cythère), который был включён в программу Русского балета в 1929 году, но спектакль был отменён из-за внезапной смерти Сергея Дягилева.

В 1929 году, через несколько месяцев после возвращения в Америку, Ральф Бартон покончил жизнь самоубийством, и таким образом закончился первый брак Ж. Тайфер. В это время она пишет цикл «Шесть французских песен» (Six chansons françaises) на тексты XV—XVIII веков, где рассказывается о женщинах. Каждая песня посвящена её подруге, и эти мелодии являются одним из немногих примеров феминизма в творчестве Тайфер.

В течение 1931 года главным проектом Тайфер была её комическая опера «Зулейна» (Zoulaina), которая никогда не была поставлена. Рукопись тоже не сохранилась, за исключением увертюры (Ouverture), которая является одним из наиболее популярных произведений композитора. 4 ноября 1931 года на свет появилась единственная дочь Франсуаза, родившаяся от её связи с французским юристом Жаном Ладе, за которого она вышла замуж на следующий год. Но в очередной раз брак становится помехой её композиторской карьере. Новый муж поддерживает её в музыкальной деятельности не более, чем предыдущий.

Несмотря на это, Тайфер очень продуктивно сочиняет. Она создает Сюиту для камерного оркестра (Suite pour orchestre de chambre), «Дивертисмент в стиле Людовига XV» (Divertissement dans le style de Louis XV), Концерт для скрипки с оркестром (Concerto pour violon), который был утерян в своём первоначальной виде (Вторая Соната для скрипки и фортепиано — это сокращённая версия концерта), а также Concerto grosso для двух фортепиано, квартет для саксофонов, восьми солистов и оркестра (1934). Она также начинает писать музыку к кинофильмам. В 1937 году вместе с Полем Валери Тайефер работает над кантатой «Нарцисс» для сопрано, баритона, женского хора и струнных. В 1937 году в содружестве с композиторами, примкнувшими к антифашистскому Народному фронту, участвовала в создании массового спектакля «Свобода» (по пьесе М. Ростана; для Всемирной выставки в Париже).

В начале 1942 года Тайфер сочиняет Три этюда для фортепиано с оркестром (Trois Études pour piano et orchestre), посвящённые Маргарите Лонг и её мужу. Немецкая оккупация подталкивает Жермен и её сестру покинуть Францию. Из оккупированной Франции Тайфер бежит в Испанию, затем в Португалию, откуда на катере плывёт в США. Годы войны они проведут в Филадельфии, штат Пенсильвания. Тайфер в этот период сочиняет мало, занимаясь в основном своей дочерью. Тем не менее, она создает «Ave Maria» для голоса a capella, которую исполняют в Суортмор-колледж (Swarthmore College). Сейчас это произведение утеряно.

В 1946 году Тайфер возвращается во Францию и переселяется в Грас, недалеко от Ниццы. Её отношения с Лаже ухудшились, но пара остаётся в браке. Её первая значительная работа по возвращении во Францию — это балет «Магия Парижа» (Paris-Magie) с Лиз Деларме, который был исполнен в Опера-Комик в 1949 году. Потом появилась комическая опера «Жил-был кораблик» на либретто Анри Жансона: произведение было очень плохо принято публикой и потому не было опубликовано. В это время она сочиняет свой Второй концерт для фортепиано (утерянный позднее), знаменитую Сонату для арфы (Concerto no 2 pour piano), Концерт для флейты, фортепиано и оркестра (Concertino pour flûte, piano et orchestre), музыкальную комедию «Ароматы» (Parfums) для баритона, фортепиано и оркестра, написанную для Монте-Карло в 1951 году (также утеряна) и балет «Паризиана» (Le Maître), поставленный в Копенгагене в 1953 году.

В 1955 году Лаже и Тайфер разводятся, в то время как у её дочери Франсуазы рождается дочь Эльвир (внучка Тайфер). В этом же году Тайфер пишет для Радио Франции серию из четырёх небольших комических опер «От стиля галантного до стиля дурного» (Du style galant au style méchant). В последующие годы она создала Концерт «Напрасные слова» (Concerto des vaines paroles) на текст Жана Тардьё, который пропадает, за исключением первой части Концертного аллегро (Allegro concertant). В 1957 году, во время недолгого периода экспериментов в додекафонной технике, она сочиняет оперу «Маленькая русалочка» (La Petite Sirène), а также Сонату для кларнета соло (Sonate pour clarinette solo) и Токкату для двух фортепиано (Toccata pour deux pianos), посвящённую фортепианному дуэту Голда и Фицдейла. Этот период заканчивает её опера «Учитель» (Le Maître) на сюжет Эжена Ионеско.

В течение 1960-х годов она сочиняет много музыки к кинофильмам, а также Концерт для 2-х гитар (Concerto pour deux guitares), «Воспоминания о Рамо» (Hommage à Rameau) для двух фортепиано и двух ударных. С баритоном Бернардом Лефортом (позже директором Парижской оперы) она создала дуэт, который гастролировал по всей Европе. В 1970 году Тайфер стала профессором в Schola Cantorum de Paris, но была вынуждена отказаться от должности из-за отсутствия учеников. Тогда она знакомится с руководителем оркестра Дезире Дондейном (Désiré Dondeyne), который предлагает ей писать для оркестра и помогает в реализации некоторых проектов.

В 1976 году (в возрасте около 84 лет) Тайфер соглашается стать концертмейстером для детей в «Эльзасской школе», одной из самых известных частных школ Парижа. Эта должность, которая приносила ей небольшой дополнительной доход к пенсии, способствует улучшению условий жизни, и она завершает последние произведения, среди которых Соната для двух фортепиано (Sonate pour deux pianos), Серенада ля минор (Sérénade en la mineur) для четырёх духовых и фортепиано или клавесина, Концертное аллегро «Пустые слова» (Les Vaines paroles) и Сельская соната (Sonate champêtre) для трех духовых и фортепиано. В последние годы жизни она в основном писала небольшие сочинения из-за артрита. Её последняя значительная работа, написанная в 89 лет, была сделана по заказу Министерства культуры Франции — это Концерт «Верность» (Concerto de la fidélité) для колоратурного сопрано и оркестра (аранжировка Дондейна). Премьера последнего сочинения состоялась в Парижской Опере за год до её смерти.

Жермен Тайфер продолжала сочинять вплоть до последних дней. Она умерла 7 ноября 1983 года в Париже. Она похоронена на маленьком кладбище в Куинси-Вуазен, Сена и Марна, Франция.