- Главная
- »
- Музыкальные инструменты
- »
- Блокфлейта
Ноты для блокфлейты
Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — духовой музыкальный инструмент, разновидность продольной флейты.
Общее описание
В конструкции головной части используется вставка (блок). Родственные инструменты: свирель, сопилка, вистл. Блокфлейта отличается от других подобных инструментов наличием 7 пальцевых отверстий на лицевой стороне и одного на тыльной — так называемого октавного клапана. Два нижних отверстия часто делают двойными. Для закрывания отверстий при игре используется 8 пальцев. Для взятия нот часто применяются так называемые вилочные аппликатуры (когда отверстия закрываются не по очереди, а в сложной комбинации).Звук в блокфлейте формируется в клювовидном мундштуке, находящемся на торце инструмента. В мундштуке находится деревянная пробка (нем. Block), прикрывающая отверстие для вдувания воздуха (оставляя лишь узкую щель).
Блокфлейта была популярна в Средние века в Европе, но к XVIII веку её популярность снизилась, так как предпочтение стало отдаваться оркестровым духовым инструментам, таким как поперечная флейта, обладающая более широким диапазоном и громким звуком.
По-немецки блокфлейта называется «флейта с блоком» (нем. blockflöte), по-французски — «флейта с клювом» (фр. flûte à bec), по-итальянски — «нежная флейта» (итал. flauto dolce), по-английски — «рекордер» (англ. recorder; от record — учить наизусть, разучивать).
Современные блокфлейты изготавливаются не только из дерева, но и из пластика. Качественные пластиковые инструменты обладают хорошими музыкальными возможностями. Плюсом таких инструментов также является их дешевизна, прочность — они не так подвержены риску треснуть как дерево, точность изготовления методом горячего прессования с последующей доводкой с высокой точностью, гигиеничность (они не боятся влаги и отлично переносят «купание»). Тем не менее, по мнению большинства исполнителей, лучше всего звучат именно деревянные флейты. Для изготовления традиционно используется самшит или фруктовые деревья (груша, слива), для бюджетных моделей — как правило, клён, а профессиональные инструменты часто изготавливаются из пород красного дерева.
Блокфлейта обладает полным хроматическим звукорядом. Это позволяет играть музыку в разных тональностях.
Блокфлейта — инструмент нетранспонирующий, поэтому инструменты в строе до и фа записываются в реальном звучании или (для сопрано, сопранино и баса) на октаву ниже реального звучания[1]. Гарантируемый производителями блокфлейт диапазон (так называемый стандартный диапазон) составляет чуть более двух октав: для сопрано он составляет от до второй октавы до ре четвёртой октавы.
Есть возможность расширить диапазон, на половину тона вниз, если частично закрыть раструб. Некоторые инструменты позволяют взять более высокие ноты, чем указано в стандартном диапазоне. Возможность такого расширения во многом зависит от качества блокфлейты, а аппликатура такого расширения может сильно разниться в зависимости от производителя. У профессиональных исполнителей дополнительный расширенный диапазон по качеству звучания не отличается от стандартного диапазона.
Некоторые современные модели, которые обладают расширенным диапазоном: Mollenhauer Modern Soprano/Alto; Helder Alto/Tenor (harmonic recorders — Mollenhauer & Maarten Helder).
Обучение игре на духовых музыкальных инструментах в российских музыкальных школах начинается с освоения игры на блокфлейте.
История
Происхождение
Самые древние из найденных образцов духовых инструментов относятся к верхнему палеолиту. Флейта, сделанная из кости и сохранившаяся до наших дней, вышла из рук мастера приблизительно 35 тысяч лет назад.Наиболее раннее изображение продольной флейты, доступное нам и сделанное на территории Европы, было сделано в 1 веке нашей эры (область Трира, сейчас хранится в Rheinisches Landesmuseum). Его описывает Энтони Роуленд-Джонс.
В следующие столетия продольный духовой инструмент, скорее всего являющийся флейтой (доказательством тому, что это инструмент лабиальный, а не с тростью, может служить то, что исполнителей нигде не изображают с круглыми щеками - что, в свою очередь, является особенностью исполнения на авлосе или шалмее), будет изображён ещё немало раз, но скорее всего главная конструктивная особенность блокфлейты - наличие октавного клапана - в таких инструментах отсутствовала.
XIV век
Переход от музыки Ars Antiqua к музыке Ars Nova сопровождался реформой нотации и, по всей видимости, ускорением используемых темпов. Музыка Позднего Средневековья отличается от более ранней в первую очередь виртуозностью, а изменение акустических условий исполнения и появление феномена разделения инструментов по группам исходя из их функции (а не только по громкости, как обычно происходило ранее), потребовало переработки конструкций уже имеющихся инструментов. Появление заднего - "октавного" - клапана у продольной флейты позволило сделать её тембр и громкость более ровной во всём диапазоне, а также сделать тембр более "мягим" и "лёгким". В будущем такой тембр позволит блокфлейте оправдать своё итальянское название "Flauto Dolce" ("нежная флейта"). Блокфлейты того времени имели цилиндрическое сверление и производились из цельного куска дерева. Блокфлейты имели спереди семь отверстий, самое низкое было продублировано для возможности играть как левой так и правой рукой — многие музыканты использовали обратное положение рук. Ненужное отверстие заделывалось воском.На данный момент найдено шесть средневековых блокфлейт, также об их использовании говорят многие изображения, на которых, правда, чаще всего видна только передняя сторона. Тем не менее имеются отдельные находки. В 1940 году во время раскопок замка недалеко от голландского города Дордрехт была найдена так называемая «Dordrecht-Flöte». Её состояние не позволяет на ней играть, но можно сделать интересные выводы об инструментах того времени. Только в августе 2005 года в Тарту (Эстония) нашли другую флейту, происхождение которой может быть датировано второй половиной XIV века. В этой модели отсутствует двойное отверстие для мизинца, все отверстия расположенные в ряд для игры с обычным или обратным положением рук.
В настоящее время есть мастерские, которые занимаются восстановлением и реконструкцией этих инструментов.
XV—XVI века
В период Ренессанса музыкальные композиции как правило не имели строгой инструментальной определённости. Инструментальные ансамбли исполняли танцевальную музыку (Пьер Аттеньян, Pierre Phalèse, Тильман Сузато). И с другой стороны, они играли также вокальную музыку: мессы, мотеты или канцоны. Инструменты могли как заменять, так и дублировать голоса. Вокальная музыка могла исполняться инструментальными ансамблями (такие однородные ансамбли назывались Consort). В зависимости от способностей исполнителей, произведения украшались импровизациями. Представление о высоком уровне игра на флейте этого времени дают учебники «La Fontegara la quale insegno di suonare il flauto» (1535) Сильвестро Ганасси и «Instrumentalis deudsch Musica» (1529) Мартина Агриколы. Блокфлейты не были редкостью в этот период. К примеру, в имении графа Фуггера (1529—1569) из 507 духовых инструментов 111 были флейты. В этот период были разработаны различные размеры блокфлейт. Низкие инструменты были размером более 2,5 метров (в Городском музее в Вероне имеется флейта длинной 2,85 метра). Эти очень большие флейты для самого низкого отверстия имели клапан.Барокко
В музыке барокко окончательно разделились инструментальная и вокальная музыка. В дополнение к более высокому спросу на виртуозность инструмента изменились требования к тембру. Он должен был отличаться от тембра человеческого голоса. У флейты это было достигнуто рядом конструкционных изменений. Корпус инструмента стал состоять из трёх частей. Сверление стало коническим (внизу уже, чем вверху), отверстия стали ближе друг к другу. Звук блокфлейты стал светлее, ярче и богаче обертонами. Вместо дублирования нижнего отверстия нижняя часть флейты стала подвижной, так что музыканты могли сами передвинуть её в удобное для себя положение.Композиторы барокко писали музыку для различных ансамблей блокфлейт. Окончательно утверждается в качестве сольного инструмента в сонатах и частично в концертах блокфлейта альт (в меньшей степени сопрано и сопранино). На стыке эпох ренессанса и барокко Клаудио Монтеверди использует в оркестровке своей оперы Орфей блокфлейты наряду с трубами, тромбонами и струнными инструментами. Точно так же в стиле раннего барокко написана первая и на сегодняшний день самая обширная сольная работа для блокфлейты «Fluyten Lust-hof» (печатное издание в трех томах с 1648 по 1654 годы) слепого флейтиста Якоба ван Эйка из Утрехта.
Антонио Вивальди написал среди прочего три концерта для «flautino», то есть блокфлейты сопранино. Он также написал несколько весьма виртуозных концертов для блокфлейты альт и струнных. Иоганн Себастьян Бах использовал блокфлейты альт в качестве солирующих инструментов в Бранденбургских концертах № 2 и № 4, в кантатах и страстях.
В Англии для блокфлейты писал Генри Пёрселл. Позже был Георг Фридрих Гендель, который в свой долгий творческий период в Лондоне создал ряд сонат для блокфлейты и бассо континуо. Было также известно много переложений известных композиторов для блокфлейты, например Folia-Variationen Арканджело Корелли.
Из другие композиторов эпохи барокко, писавших много для блокфлейты, можно назвать французов Оттетерра, Нодо, двоюродных братьев Лойе де Гант и Лойе, итальянских современников Вивальди: Марчелло, Саммартини и Манчини. Среди немецких композиторов наряду с Бахом выдающиеся произведения для блокфлейты оставили Маттезон, Телеман и Шикхардт.
В стиле позднего барокко блокфлейты долго сосуществовали с новыми (поперечными) флейтами. Особенно яркие примеры: Концерт ми минор для блокфлейты, флейты и струнного оркестра Телемана и Трио-соната до мажор для блокфлейты, флейты и бассо континуо Кванца.
Вытеснение блокфлейты в XVIII веке
В ходе 18-го века блокфлейта была вытеснена поперечной флейтой, которая на тот момент обрела более сильный и громкий звук, чем имела раньше, и потому прекрасно подходила к продолжающему развиваться оркестру. В музыке эпох классики и романтизма блокфлейта не заняла должного места. Название Flauto — «флейта» до 1750 года относилось к блокфлейте; поперечная флейта же назвалась Flauto Traverso или просто Traversa. После 1750 года и до сегодняшнего дня под названием «флейта» (Flauto) подразумевается поперечная флейта.XX—XXI века
В начале двадцатого века блокфлейта была такой редкостью, что Стравинский, когда он увидел блокфлейту в первый раз, принял её за разновидность кларнета. Блокфлейта как музыкальный инструмент была заново открыта в 1920-х годах главным образом благодаря возродившемуся интересу к старинной музыке и аутентичным инструментам прошлых эпох. Исключительная роль в возрождении инструмента принадлежит производителям инструмента Арнольду Долмечу и Питеру Харлану. В настоящее время в Западной Европе существуют классы блокфлейты во многих средних и высших профессиональных музыкальных учебных заведениях, где каждый студент обязан владеть игрой на всех разновидностях блокфлейт.Известные современные композиторы, такие как Лучано Берио, Юрг Баур, Джон Тавенер, Пауль Хиндемит, Фелиситас Кукук, Малкольм Арнольд, Майкл Типпет, Бенджамин Бриттен, Леонард Бернстайн, Эрхард Каркошка, Маурисио Кагель, Гюнтер Кохан, Казимеж Сероцкий, Гордон Джейкоб, Бертольд Хуммель, Эдмунд Раббра, Леннокс Беркли написали много произведений для блокфлейты. Список литературы для блокфлейты в XX веке вырос до огромных размеров и благодаря многочисленным новым композициям продолжает расти в XXI веке непрерывно.
Иногда блокфлейта используется в популярной музыке. Она появляется в песнях The Beatles, The Rolling Stones, Джимми Хендрикса, Yes, Led Zeppelin. В композициях, например, Пит Роуза (Pete Rose) и Пол Линхатса (Paul Leenhouts) блокфлейта активно используется в джазе. Определённое место занимает блокфлейта также в фолк-музыке. В молодёжном движении удобная и относительно недорогая блокфлейта вместе с гитарой стала самым популярным инструментом. В дополнение к обычным блокфлейтам были построены инструменты разных строев (например соль или ля-бемоль), чтобы облегчить его использование в других тональностях.
В России используется преимущественно блокфлейта-сопрано в качестве инструмента для обучения маленьких детей, исполнительский аппарат которых ещё не достаточно сформировался для игры на других духовых инструментах - главным образом из-за малых размеров инструмента, игровых отверстий, растяжки пальцев и незначительной затраты воздуха. В Европе же существуют классы блокфлейты в средних и высших профессиональных музыкальных учебных заведениях, где каждый студент обязан владеть игрой на всех разновидностях блокфлейт.
Наиболее известные современные исполнители на блокфлейте: Михала Петри, Ханс-Мартин Линде, Франс Брюгген, Маркус Цанхаузен, Маркус Бартоломе. Маркус Цанхаузен является также автором произведений для блокфлейты.
Top5 популярных нот за неделю
-
1
ноты Людвиг ван Бетховен - Лунная Соната (Соната №14) Op. 27 №2
+161 1655 (234517) -
2
ноты П. Чайковский - Танец феи драже
+69 1252 (88983) -
3
ноты Леонид Бекман - В лесу родилась елочка
+150 926 (65188) -
4
ноты Secret Garden - Song from a secret garden
+24 708 (98605) -
5
ноты Yiruma - River flows in you
-79 687 (145867) - Смотреть Топ100
Скоро на сайте
- А. Белоусов - Тик-так
- А. Белоусов - Мы идем
- А. Белоусов - Лошадка
- Владимир Цытович - 10 прелюдий для фортепиано
- Владимир Цытович - Триптих для альта и фортепиано
- Владимир Цытович - Симфония №2 для камерного оркестра
- Владимир Цытович - Концерт для гитары с оркестром
- Владимир Цытович - Концерт для альта и камерного оркестра
- Владимир Цытович - Песенка про Северный полюс
- Владимир Цытович - Загадочная песенка
Сегодня день рождения