Александр Рындин — PianoKafe.com
композитор

Александр Рындин


Оценить
Александр Владимирович Рындин - композитор.
Впервые имя композитора Александра Рындина прозвучало в 1997 году на фестивале «Дельта Волги – дельта Миссисипи». Эта международная культурная акция, организованная региональным отделением Союза композиторов и консерваторией, при поддержке областной администрации, проводилась с целью налаживания творческих контактов мастеров культуры и искусства, деятелей науки двух стран, двух дельтовых городов – Астрахани и Нового Орлеана (США). Астраханские музыканты, на плечи которых легла исполнительская часть фестиваля, приложили много усилий, чтобы достойно представить большую концертную программу, в которую вошли сочинения Александра Блинова, Юрия Гонцова, Александра Рындина и американских композиторов Джерри Сига и Майкла Коулмена. Конечно, показываться в одном отделении со своими старшими коллегами, бывшими учителями, да еще в присутствии заокеанских докторов музыки, для начинающего автора было своеобразным экзаменом на профессионализм. И он, по оценке строгих музыкальных критиков сдал его на «отлично». Как об этом писала М.Хрущева, «несомненна одаренность Александра Рындина, показавшего сонату для кларнета соло (Виктор Смиховский) и струнный квартет (Александр Яковлев, Татьяна Круглова, Даниил Червяков, Александр Стрельченко)» (Хрущева М. «Дельта Волги – дельта Миссисипи» //Волга. -1997. -19 сентября.). Причем, именно в 1997 году он был принят в Астраханскую организацию Союза композиторов, а в 2000 – в Союз композиторов России. Сначала коллеги доверили ему функции ответственного секретаря астраханской композиторской организации, а в июне 2001 года избрали председателем, и он, с присущим ему жизненным стилем «и в шутку, и всерьез», но с полнейшей самоотдачей, 13 лет возглавлял многогранную и широкорезонансную деятельность вверенной ему организации. А это нелегко, особенно если иметь в виду, что, например, ответственность за организацию Международного фестиваля «Дни современной музыки в Астрахани» (через каждые два года!) целиком лежит на плечах председателя АРО СК РФ. «Между прочим, если эту аббревиатуру написать латиницей – ARO SK RF, то «музыкальные» буквы образуют мотив, начинающийся «решительной» квартой, продолжающийся «жалобной» малой секундой и завершающийся восходящей малой терцией», – с юмором подмечает Александр Владимирович, которому ничего не стоит тут же сесть и написать «ироническую фугу» на заданную тему-монограмму.


Вообще-то он специального композиторского образования не получил, о чем рассказывает сам. Но если проследить путь становления и формирования его творческой личности, видно, что с самых первых шагов в музыке Александру Рындину везло на учителей, которые профессионально развивали творческие способности одаренного ученика.

Вся жизнь А.Рындина неразрывно связана с Астраханью. Здесь он родился 16 февраля 1962 года. И здесь же началось и продолжалось его обучение музыке. Вот что рассказывает о себе Александр Владимирович: «Я не из музыкальной семьи, если иметь в виду музыку как профессию. Но мой дед, не имея музыкального образования, играл на всех инструментах – гитара, балалайка, мандолина, баян, пианино, на чем угодно мог подобрать любую мелодию, любую песню. А когда я окончил первый класс и мне бабушка подарила пианино (оно стоит у меня до сих пор), родители отвели меня в музыкальную школу. Николай Иванович Хохлов, у которого я учился в музыкальной школе шесть лет (а последний, седьмой – у Валентины Григорьевны Ляховой), продолжал со мной заниматься дополнительно и в седьмом классе, готовя к поступлению в музыкальное училище. После окончания училища была несостоявшаяся попытка поступить в «Гнесинку», на теоретический факультет. В результате попал в армию, о чем нисколько не жалею. Половину срока службы провел в строевой службе, а вторую половину – в армейском ансамбле песни и пляски в Смоленске. После, в 1984-м, поступил в нашу консерваторию на кафедру теории и истории музыки. По музыковедению учился в классе доктора искусствоведения, профессора Марка Ароновича Этингера, а композицией, с самого первого курса, занимался под руководством доцента кафедры, замечательного композитора Александра Ивановича Блинова. И я очень благодарен и Блинову, и Этингеру, которые здесь были моими лучшими учителями. Да и другие педагоги консерватории приложили максимум сил к моему становлению» (Рындин А. «Выбор каждый делает сам: что писать и что слушать» (беседа с астраханским композитором А.В.Рындиным, беседовала Н.Куликова) // Волга. – 2011. – 23 сентября).

По окончании консерватории А.В. Рындин продолжил педагогическую деятельность в музыкальном училище, где начал преподавать еще в студенческие годы. Конец 1980-х – начало 1990-х было для него временем исканий своего пути в профессиональной жизни. Он пробовал писать, но дальше набросков и редакций ранних сочинений дело не шло. Первым опусом, впоследствии оставленным в списке основных произведений, был квартет для двух скрипок, альта и виолончели (1988). А в «лихие 90-е» он думал, главным образом, о хлебе насущном, подрабатывал где мог, играл в ресторанных ансамблях. И, по его словам, ушел от настоящего творчества.

Ветер перемен принес 1997 год, когда он был принят в астраханскую композиторскую организацию и участвовал в фестивале «Дельта Волги – дельта Миссисипи». А началось все с поездки на семинар молодых композиторов, проводившийся в Доме творчества «Иваново». Там Рындин впервые серьезно обучался под руководством профессора композиции Б.С. Гецелева, которого до сих пор почитает как своего наставника. Интересен рассказ Александра Владимировича об этом семинаре: «В Иваново, точнее под Иваново, в районе дач Союза композиторов, где были дачи Шостаковича, Прокофьева (я, например, жил на даче Глиэра), состоялись творческие встречи с молодыми композиторами разных городов России. Туда приехали – Николай Шиянов из Саратова (ныне – член Саратовского отделения Союза композиторов), Наталья Мирошниченко (тогда – аспирантка Гецелева в Нижегородской консерватории), Денис Присяжнюк (тоже из Нижегородской консерватории, ныне – известный композитор и музыковед), представители Московской консерватории – Ольга Гладышева, Артем Кокжаев. Позже подъехала Валерия Беседина – московский композитор, работающий в русле популярной музыки. /…/ Мы собирались, совместно музицировали, слушали и обсуждали произведения друг друга (например, Артем Кокжаев тогда представил нам свой Фортепианный концерт и Симфонию в записи), а также уже известных тогда авангардистов – Екимовского, Гагнидзе, Беринского. Я предложил послушать сорокаминутную (с комментариями) симфонию «Лики осени» нашего Гонцова, которая вызвала массу споров. Также много споров вызвало мое сочинение – Соната для кларнета. /…/ В Иваново было много свободного времени, которое я уделил процессу сочинения новых произведений. В частности, там были написаны «Колыбельная» для струнного оркестра и «Токката» для фортепиано» (цит. по: Петров В. Александр Рындин: личность, эстетика, творчество // Камертон. Вып 9. – 2010. – С.78).

Событием в жизни молодого композитора стал его первый авторский концерт, состоявшийся 17 декабря 1998 года в зале родного музыкального училища. Исполнителями была представлена разнообразная по жанрам программа: Струнный квартет (А.Яковлев, А.Цомаева, Д.Червяков, А.Стрельченко), Три романса из цикла «Грустные песни лета» (О.Саблина, концертмейстер С.Киселев), «Орел и решка» для флейты и гобоя (В.Бабаханян, С.Курганов), «Adagio» для баяна (А.Покусаев), «Токката для фортепиано» (В.Руденко), «Три духовных песнопения для смешанного хора» (камерный хор «Лик», рук. С.Комяков).

Три года спустя, на Всероссийском фестивале «Дни современной музыки в Астрахани», Рындин представил крупное духовное сочинение для смешанного хора и солистов – «Всенощное бдение» (камерный хор «Лик» под управлением С.Комякова, солисты Т.Важорова, А.Лаптев, Л.Власенко). Впоследствии это произведение, посвященное 400-летию образования Астраханской епархии, несколько раз исполнялось в Астрахани, причем первое исполнение было записано на красочно оформленный компакт-диск и преподнесено композитором Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II во время его пастырского визита в 2002 г. в Астрахань.

На третьем авторском концерте, весной 2005 года, вновь прозвучали хоровые произведения композитора: Духовный концерт для женского хора и сопрано (хор музыкального колледжа, рук. Н.Никитина, соло-сопрано Т.Важорова), Два духовных песнопения для мужского хора (камерный мужской хор филармонии, рук. Л.Егоров), камерная кантата «Пчелы Персефоны» на стихи О.Мандельштама и «Benedictus» для смешанного хора, органа, солирующих скрипки и контральто (хор консерватории под управлением Л.Власенко, орган – Т.Николаева, скрипка – Д.Петросян, контральто – Л.Власенко).

Постоянно участвуя как композитор в Международном фестивале «Дни современной музыки в Астрахани», А.В. Рындин каждый раз показывал свои сочинения, в том числе оркестровые, в исполнении: симфонического оркестра музыкального театра – «Эволюция ночи» (дирижер И.Сметанин), «Виолетта в белом» (дирижер В.Алатарцев); оркестра театра оперы и балета – «Натирающая благовониями» (дирижер А.Гладков); камерного оркестра филармонии – «Колыбельная» (дирижер В.Белинский), «Ноктюрн-эпитафия» (дирижер М.Настинов), «Прелюдия и фуга» (с участием струнной группы студенческого оркестра и камерного филармонического, дирижер Л.Егоров).

Свое 50-летие Александр Владимирович отметил в феврале 2012 года сразу двумя авторскими концертами. Два концерта – два разных взгляда на жизнь и творчество. Если в первом – «детском» – много лукавства и юмора (кстати, композитор сам провел его в родном музыкальном колледже), то во втором преобладали глубокие размышления автора об ушедшем времени: «Русский квинтет», посвященный учителю А.Блинову (ансамбль под руководством М.Бесценной), проникновенная виолончельная соната (А.Стрельченко), загадочная Соната «без окончания» (А.Гасратова), три задушевных лирических хора на стихи Б.Свердлова (камерный хор филармонии, дирижер Т.Рекичинская). Этот незабываемый концерт провела, как всегда в яркой артистической манере, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.П. Власенко (на протяжении ряда лет она была исполнителем, нередко первым, многих вокально-хоровых сочинений Рындина).

А к очередному юбилею композитор А.В. Рындин подготовил большой авторский концерт, на который приглашает коллег, друзей и просто любителей музыки 20 февраля, в 18 часов, в концертный зал Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского. В программе, под названием «Из любви к искусству» примут участие творческие коллективы: Мужской хор Успенского кафедрального собора г. Астрахани (руководитель и регент А.Ларичев), Камерный хор Астраханской государственной филармонии (дирижер Т.Рекичинская), Юношеский хор Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского (дирижер И.Суменкова), Камерный оркестр Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского (дирижер А.Стрельченко), солисты: А.Гастратова (фортепиано), П.Клевакин (балалайка), Д.Салишкин (баян), Р.Шукуров (бас-баритон), Д.Белова (фортепиано), А.Петровская (фортепиано). Концерт пройдет в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий – 2017», Всероссийского фестиваля «Панорама музыки России» и будет посвящен трем знаменательным датам: 25-летию Астраханской региональной общественной организации «Союз композиторов», 30-летию педагогической, творческой деятельности автора и его 55-летию со дня рождения.

Нельзя не заметить, что Александр Рындин принадлежит к плеяде композиторов, чье творчество во многом формировалось в результате «соединения несоединимого». Круг образов, жанровые предпочтения, драматургия сочинений, компоненты музыкального языка Рындина позволяют говорить о своеобразной «сознательной эклектике», перекликающейся с исканиями в рамках полистилистики. Во многих его светских сочинениях прослеживаются черты неоромантизма, а в духовной музыке – обращение к диатоническим корням православных песнопений. Свободно владея современными техниками (алеаторика, сериализм и др.), он пишет вовсе не для того, чтобы шокировать публику необычными созвучиями. Для него Музыка – это прежде всего средство воздействия на чувства слушателей, пробуждения их эмоциональной отзывчивости, налаживания тонкой связи между человеком и Высшими силами. «Возможно, именно Музыка как «язык непознанного» является самой великой тайной, с которой нам, композиторам, нужно обращаться бережно», – полагает А.В. Рындин. Таково его незыблемое кредо.