Алексей Верстовский — PianoKafe.com
русский композитор

Алексей Верстовский


Оценить
Алексей Николаевич Верстовский (1799—1862) — русский композитор и театральный деятель.
Родился 18 февраля (1 марта) 1799 в имении Растов Сад Тамбовской губернии.

Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова и пленной турчанки, получившим усечённую фамилию, однако он был приписан к дворянскому сословию как выходец из польского шляхетства. Мать — Анна Васильевна (урождённая Волкова) — происходила из военной среды. С детства Верстовский был приобщён к музыке, поскольку отец содержал крепостной оркестр и устраивал домашние музыкальные собрания. Вместе со своим братом Василием и сестрой Варварой Верстовский обучался игре на скрипке и фортепиано. С девяти лет выступал в концертах в Уфе.

В 1816 переехал в Санкт-Петербург. Там он был определён в Институт корпуса инженеров путей сообщения, где проучился один год, после чего поступил на службу и до 1823 года служил в разных учреждениях. Тем временем продолжал своё музыкальное образование, брал уроки у Дж. Фильда и Д. Штейбельта (фортепиано), Тарквини (пение), Ф. Бёма и Л. В. Маурера (скрипка), Брандта, К. Т. Цейнера, Миллера (теория композиции). В эти же годы он начал страстно увлекаться театром, среди его петербургских друзей были выдающиеся деятели театра: князь Шаховской, П. Н. Арапов, А. А. Алябьев, Н. В. Всеволожский, П. Е. Мансуров, Ф. Ф. Юрьев. Кроме того, Верстовский активно участвовал в любительских спектаклях в качестве переводчика пьес, актёра, певца и автора музыки к театральным постановкам. Его первые три оперы-водевили «Бабушкины попугаи» (1819), «Карантин» (1820), «Новая шалость, или Театральное сражение» (1822) были поставлены в Петербурге и имели большой успех. Тексты этих произведений создал друг Верстовского, популярный в то время в Петербурге драматург Н. И. Хмельницкий.

С 1823 года до конца жизни судьба композитора оказалась связана с Москвой. Поначалу он был переведён в Москву чиновником особых поручений канцелярии при генерал-губернаторе Д. В. Голицыне, затем в контору Дирекции императорских театров. С 1825 он занимает должность инспектора музыки Дирекции московских театров, с 1830 инспектор репертуара, а с 1842 по 1859 он был управляющим Московской театральной конторой.

После долгих лет скитания по наёмным домам с супругой, известной актрисой и певицей Н. В. Репиной, в 1836 они купили собственный домик на Арбате, в Большом Афанасьевском переулке № 16/24, где жили, до переезда в Хлебный переулок в 1860. Здесь их посещали Ф. Лист (в 1843 г.), Р. Шуман со своей женой Кларой (в 1844 г.) и, вероятно, в 1847 г. Г. Берлиоз. Этот дом был снесён в 1971 году.

Годы жизни в Москве были наполнены для Верстовского активнейшей музыкально-общественной деятельностью. Период, когда Верстовский был фактическим руководителем театральной жизни города современники назвали «эпохой Верстовского». Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он закончил Императорский Московский университет. Параллельно с этим шла интенсивная композиторская деятельность.

Алексей Верстовский умер 5 (17) ноября 1862 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Творчество

Автор преимущественно музыкально-сценических произведений — опер и опер-водевилей, а также баллад. Создал 6 опер — «Пан Твердовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается «Аскольдова могила» (1835) по роману М. Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

Написал более 30 опер-водевилей — «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и другие.

Он также прославился романсами — «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр — балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и другие.

Основные произведения


Оперы


Пан Твардовский (1828),
Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев (по 2-й части баллады Жуковского «Громобой, или Двенадцать спящих дев», 1832),
Аскольдова могила (по Загоскину, 1835),
Тоска по родине (по Загоскину, 1839),
Чурова долина, или Сон на яву (1844),
Громобой (по 1-й части одноимённой баллады Жуковского, 1854)

Оперы-водевили и комедии-водевили

Сентиментальный помещик в степной деревне (1817),
Бабушкины попугаи (1819),
Карантин (совместно с Маурером, 1820),
Сюрпризы (совместно с Кавосом, Корсаковым, Леброком, по Э. Скрибу, 1821),
Новая шалость, или Театральное сражение (совместно с Алябьевым и Маурером, 1822),
Дом сумасшедших, или Странная свадьба (1822),
Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824),
Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье (совместно с Алябьевым и Ф. Е. Шольцем, текст Писарева, 1824),
Хлопотун, или Дело мастера боится (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1824),
Проситель (совместно с Алябьевым, Мих. Ю. Виельгорским и Шольцем, текст Писарева, 1824),
Встреча дилижансов (совместно с Алябьевым, 1825),
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совместно с Алябьевым и Шольцем, текст Писарева, 1825),
Волшебный нос, или Талисманы и финики (совместно с др. авторами, текст Писарева, 1825),
Опыт артистов, или Авось удастся (совместно с Виельгорским и И. И. Геништой, 1825),
Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери (текст Писарева, 1825),
Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1825),
Притчи, или Эзоп у Ксанфа (совместно с др. авторами, 1826),
Две записки, или Без вины виноват (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827),
Странствующие лекари, или Искусство пробуждает мертвых (текст Писарева, 1827),
Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам (совместно с Алябьевым, текст Писарева, 1827),
Репетиции на станции, или Доброму служить сердце лежит (текст Загоскина, 1827),
Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам (совместно с Алябьевым и Шольцем, 1827),
Вечер под Новый год (совместно с др. авторами, текст Писарева, 1827),
Пять лет в два часа, или Как дороги утки (текст Писарева, 1828),
Средство выдавать дочерей замуж (текст Писарева, 1828),
Утро после бала (водевиль из пьесы «Пятнадцать лет в Париже, или Не все друзья одинаковы» Писарева, 1828),
Новый Парис (совместно с Алябьевым и Маурером, 1829),
Станислав, или Не всякий так сделает (1829),
Дипломат (1829),
Муж и жена (совместно с Алябьевым, Маурером, Шольцем, 1830),
Старый гусар, или Пажи Фридриха 11-го (совместно с Алябьевым и Геништой, 1831) и др.

Вокально-оркестровые произведения

Торжество муз (пролог, совместно с Алябьевым, Шольцем, текст M. A. Дмитриева, 1825, впервые исполнено на открытии московского Большого театра)
Выкуп Барда, или Сила песнопения (драматическая картина Дмитриева, 1827),
Чёрная шаль, Три песни Скальда, Пустынник (баллады для голоса с оркестром).

Музыка к драматическим спектаклям

Любопытная, или Догадки невпопад (1825),
Школа супругов (1827),
День падения Миссолонги (героическая мелодрама, 1829),
Свадьба Фигаро (Бомарше, 1829),
Цыганы (инсценировка В. А. Каратыгина одноименной поэмы Пушкина, 1832),
Рославлев (романтическое представление Шаховского, по роману Загоскина, 1832),
Кремнев, русский солдат (народное драматическое представление, текст И. H. Скобелева, 1839),
Параша-сибирячка (русская быль H. A. Полевого, 1840).

Романсы и песни для голоса с фортепиано

Чёрная шаль,
Бедный певец,
Ночной смотр,
Гишпанская песня,
Два ворона,
Певец,
Цыганская песня Земфиры,
Тоска по милом,
Колокольчик

Обработки народных песен для разных исполнительских составов

Не одна во поле дороженька,
У ворот девки стоят,
Мой соловей,
За долами и горами

Духовные сочинения

Обедня
Духовный концерт