Алла Пугачёва — PianoKafe.com
российская эстрадная певица

Алла Пугачёва


Оценить
Алла Борисовна Пугачёва (род. 15 апреля 1949, Москва) — советская и российская эстрадная певица, композитор-песенник, эстрадный режиссёр, продюсер, киноактриса и телеведущая. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии РФ (1995).

В её репертуар входит более 500 песен на русском, английском, немецком, французском, иврите, финском, украинском языках, а дискография насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачёвой издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 миллионов экземпляров.

Карьера Аллы Пугачёвой ознаменована как всесоюзным, так и международным успехом на музыкальной сцене в странах Европы, Азии и Северной Америки (в частности США). Ныне именуется «примадонной», «королевой эстрады», «главной певицей России». С 1976 по начало 1990-х годов по результатам опросов всесоюзных музыкальных хит-парадов неизменно признавалась лучшей певицей года. В зарубежной прессе 1970—1980 годов неоднократно признавалась звездой № 1 советской эстрады, «soviet superstar».

В настоящее время отошла от активной творческой деятельности, объявила о прекращении гастролей. Замужем за Максимом Галкиным. Имеет двух дочерей, сына и троих внуков.

Биография

Родители Аллы Пугачёвой Зинаида Архиповна Одегова и Борис Михайлович Пугачёв познакомились в 1946 году. Оба были фронтовиками. В 1946 году они поженились, а в 1947 году у них родился первенец Геннадий. Однако ребёнок был болезненным и умер через несколько месяцев после рождения. В 1949 году у них родился второй ребёнок — дочь, которую они назвали в честь актрисы МХАТа Аллы Тарасовой.

1949—1964: Детство

Алла Борисовна Пугачёва родилась 15 апреля 1949 года в Москве. Всё детство Алла прожила в Москве на Крестьянской заставе в Зонточном переулке.

В 1954 году, будучи пятилетним ребёнком маленькая Алла впервые вышла на сцену. Она участвовала в большом сборном концерте в колонном зале Дома Союзов.

В 1956 году, в возрасте 7 лет родители отдали дочь в музыкальную школу № 31 при музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. В том же году она пошла в первый класс московской средней школы № 496. Несмотря на то, что Пугачёва в своих интервью неоднократно говорила, что была в школе круглой отличницей, в аттестате она имела и четвёрки, и даже тройки (по географии, химии, иностранному языку, черчению, физическому воспитанию).

Пугачёва росла в дворовой послевоенной среде. Как отмечают некоторые биографы, это затем сказалось на её характере. Одноклассники вспоминали, что в школьные годы у Пугачёвой были проблемы с поведением. За своенравный характер и умение за себя постоять во дворе и школе ей дали кличку Фельдфебель. В 14 лет она начала курить.

В 1964 году Пугачёва окончила музыкальную школу по классу фортепиано и 8 классов средней школы и поступила в музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. Несмотря на то, что ещё в музыкальной школе Пугачёвой сулили будущее пианистки, она выбрала дирижёрско-хоровое отделение.

1965—1976: От «Робота» до «Арлекино»: Начало творческого пути

1965—1968: Учёба в музыкальном училище. Первые записи и выступления
В ноябре 1965 года будучи студенткой второго курса училища Пугачёва отправилась в свою первую гастрольную поездку с Мосэстрадой в составе сборной эстрадной программы А. Лившица и А. Левенбука «Пиф-Паф, или Сатирические выстрелы по промахам». Выступления прошли в Кировской, Пермской, Свердловской, Тюменской и Омской областях. По возвращении из поездки в декабре 1965 года для программы «С добрым утром!» Всесоюзного радио она записала свою первую песню «Робот».

В начале 1966 года на Пугачёву вышел малоизвестный композитор Владимир Шаинский. Для Всесоюзного радио Пугачёва записала его песни «Как бы мне влюбиться», «Не спорь со мной», «Дрозды». Вскоре «Как бы мне влюбиться» и «Не спорь со мной» стали победителями в конкурсе «Песня месяца», проводимом Всесоюзным радио.

В апреле 1967 года Пугачёва познакомилась с поэтом-бардом, работником радиостанции «Юность» Борисом Вахнюком. По его приглашению она стала участницей агитбригады радиостанции «Юность» и отправилась на гастроли по Тюменской области на теплоходе по рекам Иртышу и Оби. В составе агитбригады Пугачёва выступала перед геологами, нефтяниками, геофизиками, буровиками, строителями и оленеводами Крайнего Севера. Она исполняла 3 песни: «Король, цветочница и шут» (Владимира Шаинского), «Просто очень люблю» (Карины Филипповой) и «Единственный вальс» (собственного сочинения). По возвращении из гастрольной поездки она приняла участие в отчётном концерте агитбригады на ВДНХ, а также записала две песни на радиостанции «Юность»: «Джинн» (о геологах и природном газе) и «Не гляди назад»

9 мая 1967 года Пугачёва впервые выступила на телевидении. В прямом эфире праздничного выпуска детской телепередачи «Будильник» она исполнила песню «Иду из кино» (муз. Б. Савельева, сл. И. Кашежевой)

Осенью 1967 года Пугачёва снова отправилась в поездку по Заполярью в составе агитбригады радиостанции «Юность». Гастроли прошли на Ямале и Новой Земле, в Тюмени, Салехарде, Нефтеюганске, Уренгое, Сургуте и других городах. Также в составе бригады Пугачёва выступила на Ингурской ГЭС. С небольшими перерывами она гастролировала вплоть до марта 1968 года.

Продолжительные гастроли, а вследствие этого, долгие отсутствия в училище отрицательно сказались на учебном процессе Пугачёвой. Из-за этого в мае 1968 года её не допустили к сдаче выпускных госэкзаменов и она не дипломировалась. Решением руководства училища её направили на стажировку учительницей музыки и пения в московскую среднюю школу № 621. Учительницей Пугачёва проработала полгода: с сентября 1968 по январь 1969 годов. В конце концов, в мае 1969 года она сдала госэкзамены и окончила дирижёрско-хоровое отделение музыкального училища по специальности «Дирижирование хором» с присвоением ей квалификаций «Дирижёр хора», «Учитель пения в общеобразовательной школе», «Преподаватель сольфеджио в детской музыкальной школе».

1969—1974: Начало профессиональной карьеры

В марте 1969 года Пугачёва устроилась солисткой и концертмейстером в Государственное училище циркового и эстрадного искусства (ГУЦЭИ). Там она познакомилась с Геннадием Хазановым, Олегом Непомнящим, а также цирковым артистом-клоуном Миколасом Орбакасом, её будущим мужем. Летом 1969 года Пугачёва со студентами ГУЦЭИ, в том числе с Орбакасом отправилась на гастроли по областям средней полосы России в составе сборной эстрадной программы «Бумажный кораблик».

8 октября 1969 года Пугачёва вышла замуж за Миколаса Орбакаса. В браке с ним она официально носила фамилию Орбакене, однако выступала на концертах под своей девичьей фамилией Пугачёва.

В октябре 1969 года Пугачёва уволилась из ГУЦЭИ и устроилась в Липецкую филармонию солисткой ВИА «Новый электрон» под упр. Валерия Приказчикова. Помимо концертов в Липецке, Липецкой области и близлежащих областях, Пугачёва в составе ансамбля гастролировала по многим маленьких городкам, посёлкам и деревням Крайнего Севера в Архангельской области, республиках Коми и Карелии.

В августе 1970 года Пугачёва уволилась из Липецкой филармонии и ВИА «Новый электрон». Она устроилась в Росконцерт солисткой Московской городской детской филармонии, где в то время работал её муж Миколас Орбакас. От филармонии вместе с мужем Пугачёва выступала в сборных концертах по Сибири и Дальнему Востоку, а в новогодние праздники они подрабатывали играя новогодние утренники в детских садах Подмосковья. Пугачёва выступала вплоть до 7 месяца беременности и лишь марте 1971 года уволилась из филармонии и ушла в декретный отпуск.

25 мая 1971 года у Пугачёвой и Орбакаса родилась дочь Кристина Эдмундовна Орбакайте.

После родов Пугачёва некоторое время жила на родине мужа в Литве в городе Паланга. В декретном отпуске она пробыла недолго и спустя 6 месяцев после родов, в ноябре 1971 года стала солисткой ВИА «Москвичи» под упр. Геннадия Пузырёва. В оставе ансамбля она выступала с солистами Юлием (Июлием) Слободкиным, Олегом Ухналёвым и Георгием Мамиконовым.

Однако в ВИА «Москвичи» Пугачёва проработала всего два месяца и в январе 1972 года, уволившись из ансамбля, стала солисткой эстрадного джазового оркестра под упр. Олега Лундстрема (Росконцерт). В составе оркестра она выступала с солистами Дмитрием Ромашковым, Майей Розовой и Валерием Песельником, с которыми гастролировала по многим городах СССР, а 14—28 сентября 1972 года прошли её первые зарубежные гастроли: она приняла участие в фестивале джаза «Jazz Jamboree» в Варшаве (Польша), а также в концертах по городам Польши. Также при оркестре в то время выступал Валерий Ободзинский. В 1972 году будучи на гастролях в Ленинграде Пугачёва познакомилась с поэтом-песенником Ильёй Резником, который сразу написал для неё песню «Посидим, поокаем». В 1973 году Пугачёва приняла участие в концертной программе оркестра «Нам 15 лет».

В мае 1973 года Пугачёва покинула оркестр Лундстрема и вновь стала солисткой Московской городской детской филармонии, где по-прежнему работал её муж Миколас Орбакас. Будучи солисткой филармонии Пугачёва работала в жанре детских песен, в частности записала с Эдуардом Хилем песни к музыкальной аудиосказке «2×2=4».

В ноябре 1973 года Пугачёва развелась с Миколасом Орбакасом и ушла из Московской городской детской филармонии. Она устроилась в Москонцерт и стала солисткой обновлённого состава ВИА «Москвичи» под упр. Виталия Кретюка. В составе ансамбля она выступала в Москве и других городах СССР. 14 мая 1974 года в московском ДК Железнодорожников состоялась премьера концертной программы ансамбля «Ты, я и песня», режиссёром-постановщиком которой являлись Наум Брод, а солистами — Алла Пугачёва и Юлий Слободкин. Они пели преимущественно дуэтом, хотя у Пугачёвой были и несколько сольных номеров. Вплоть до октября 1974 года Пугачёва и Слободкин выступали с этой программой на концертных площадках Москвы в первом отделении концертов Романа Карцева и Виктора Ильченко, а также других более именитых звёзд.

В октябре 1974 года Пугачёва приняла участие в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады с песнями «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов». По итогам выступления Пугачёвой отказались присуждать призовое место, однако члены жюри Иосиф Кобзон, Гелена Великанова и Константин Орбелян настаивали на том, чтобы молодую солистку не обходили стороной. В итоге под их напором остальные члены жюри всё же согласились присудить Пугачёвой «утешительную» третью премию, которую она разделила вместе с Шайгеном Айрумяном, Борисом Лехтлааном, Сергеем Морозом, и таким образом стала лауреатом конкурса. Первую премию получили Валерий Чемоданов и Ренат Ибрагимов. Во время этого конкурса Пугачёва познакомилась с людьми, впоследствии сыгравшими немаловажную роль в её творческой биографии — Евгением Гинзбургом, Раймондом Паулсом, Константином Орбеляном.

1975—1976: ВИА «Весёлые ребята» и «Арлекино»

После участия в V Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Алле Пугачёвой поступило предложение от руководителя ВИА «Весёлые ребята» Павла Слободкина стать солисткой его ансамбля. Уже в ноябре 1974 года она уволилась из ВИА «Москвичи» и стала солисткой ВИА «Весёлые ребята». Поскольку Пугачёва по образованию являлась дирижёром хора и хорошо интонировала, то поначалу Слободкин ставил её за кулисы на бэк-вокал. Однако вскоре Слободкин стал отводить Пугачёвой две песни в первом отделении, а затем по две песни в обоих отделениях (конце первого и начале второго).

В начале 1975 года Пугачёву выбрали представителем СССР на XI международном песенном конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии. Изначально представлять СССР должен был Георгий Минасян, однако он был отстранён от участия из-за подозрений в гомосексуализме. Константин Орбелян предложил Министерству культуры кандидатуру Аллы Пугачёвой, поскольку она являлась лауреатом всесоюзного конкурса. В итоге её кандидатура была одобрена и с марта 1975 года Пугачёва начала подготовку к конкурсу. Она выбрала песню болгарского автора и исполнителя Эмила Димитрова «Арлекино». Павел Слободкин сделал новую аранжировку, Борис Баркас написал русский текст, а Пугачёва добавила смех в конце припевов. В мае 1975 года она стала «обкатывать» песню на концертах.

2 июня 1975 года Пугачёва отправилась на «Золотой Орфей». 4 июня она участвовала в конкурсе новых болгарских песен с песней «Я вновь хочу увидеть Ленинград», а 5 июня — в международном конкурсе исполнителей с песнями «Ты снишься мне» и «Арлекино». Исполнение «Арлекино» настолько восхитило болгарскую публику, что Пугачёвой пришлось повторить песню «на бис». По итогам выступления жюри единогласно присудило Пугачёвой главный приз фестиваля — гран-при — золотую статуэтку Орфея. 4 июля 1975 года фестиваль транслировало Центральное телевидение СССР. С этого момента Пугачёва обрела популярность в Советском Союзе, а песня «Арлекино» стала её визитной карточкой.

Уже 20 июля 1975 года вышел в свет первый сольный релиз Пугачёвой — миньон «Арлекино», на котором она впервые была представлена как единственный исполнитель. Миньон составили ставшие популярными песни «Арлекино», «Посидим, поокаем» и «Ты снишься мне». Общий тираж пластинки составил 14 миллионов экземпляров.

После «Золотого Орфея» в течение 1975 года Пугачёва и «Весёлые ребята» продолжили гастролировать по СССР. Они выступали в Сочи и городах Ставропольского края, городах Крыма (в рамках фестиваля «Крымские зори»), Москве и городах Подмосковья, Донецке и шахтёрских городках Донецкой области, Владимире, Суздале, Иваново, Ярославле, Красноярске, Риге и других городах. Пугачёву с «Арлекино» Слободкин поставил в конец второго отделения концерта.

На волне успеха Пугачевой на «Золотом орфее» на протяжении 1976 года её приглашали на престижные международные фестивали. В январе 1976 года она участвовала в международной музыкальной ярмарке MIDEM в Каннах (Франция), где ей аккомпанировал ВИА «Песняры». По результатам выступления Пугачёву пригласили на гастроли в США. В апреле 1976 года Пугачёва с «Весёлыми ребятами» отправилась в ГДР в месячный промотур предстоящих гастролей ансамбля. Несмотря на присутствие ансамбля, всё внимание публики уделялось фактически ей, а сам ансамбль воспринимался как «довесок к Пугачёвой». В ходе тура она приняла участие во множестве сборных концертов и популярных передач на немецком телевидении и радио, записала сингл «Harlekino», о ней сняли документальный фильм. В мае—июне 1976 года Пугачёва с ансамблем гастролировала по городам Чехословакии и Болгарии. В Чехословакии Пугачёва была почётной гостьей международного фестиваля «Братиславская лира», а в Болгарии — почётной гостьей фестиваля «Золотой Орфей». В августе 1976 года она дала сольный рецитал в рамках концерта звёзд XVI международного фестиваля песни «Сопот-76» в Польше. В сентябре 1976 года Пугачёва с ансамблем гастролировала по городам ГДР и приняла участие в Шлягер-фестивале в Дрездене.

В конце 1975 — начале 1976 года репертуар Пугачёвой значительно пополнился новыми песнями. Со временем ей стало отводится полностью второе отделение в концертах «Весёлых ребят» и они постепенно стали чуть ли не аккомпанирующим коллективом певицы. Это стало вызывать недовольство у многих музыкантов, а затем и у руководителя ансамбля — Павла Слободкина. На этой почве между Пугачёвой и Слободкиным произошёл конфликт и 30 сентября 1976 года она официально уволилась из ансамбля и Москонцерта.

После ухода из ВИА «Весёлые ребята» Пугачёва в октябре 1976 года стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра Армении под упр. Константина Орбеляна, числясь в Росконцерте. В составе оркестра она выступала в сборных концертах в московском ГЦКЗ «Россия», где исполняла 4 песни, одна из которых — «Сто часов счастья» — была написана Орбеляном специально для Пугачёвой. Однако в оркестре Орбеляна Пугачёва проработала недолго. В ноябре 1976 года Пугачёва познакомилась с Александром Стефановичем, в будущем — её вторым мужем. По его совету уже в декабре 1976 года она покинула коллектив Орбеляна, чтобы начать сольную карьеру. Она уволилась из Росконцерта и стала солисткой Москонцерта.

В 1976 году Пугачёва впервые стала лауреатом фестиваля «Песня года». В заключительном концерте «Песни-76» она исполнила ставшую популярной песню «Очень хорошо» (муз. А. Мажукова, сл. Д. Усманова). Тогда же, в 1976 году Пугачёва впервые приняла участие в новогодней телепередаче «Голубой огонёк», причём не только как исполнительница, но и как соведущая программы.

1977—1978: После «Арлекино»: Начало сольной карьеры. Успех

В декабре 1976 года Пугачёва отправилась в свои первые «пробные» гастроли в Харьков. Гастроли были организованы Марией Словесник — двоюродной тёткой Пугачёвой, работницей харьковского театра муз.комедии. По приезде Пугачёва познакомилась с местным ансамблем «Ритм» под упр. Александра Авилова и провела с ними первые выступления. Она выступала во втором отделении, а ансамбль ей аккомпанировал. В январе 1977 года по приглашению Харьковской филармонии Пугачёва вновь приехала в город. На этот раз она выступила уже с полной сольной программой. По окончании гастролей она предложила ансамблю «Ритм» постоянное сотрудничество с ней и те согласились. Так, харьковский ансамбль стал аккомпанирующим коллективом Пугачевой вплоть до 1980 года.

Зимой 1977 года в Лужниках Пугачёва дала отчётный сольный концерт, по результатам которого она получила «красную строку» от худсовета Москонцерта, дающую право на сольные выступления в СССР и за его пределами. Так, в 1977 году Пугачёва стала уже самостоятельной сольной певицей. Помимо концертов в Москве, в 1977 году Пугачёва гастролировала в Ташкенте, Ленинграде, Байконуре, Таллине, Риге, Перми, Иркутске, Житомире, Сочи, Кировограде. Концерты в Таллине были приурочены к Дням литературы и искусств РСФСР в Эстонской ССР. В мае 1977 года Пугачёва приняла участие в фестивале «Международная эстрадная весна» в Познани (Польша).

В сентябре 1977 года был запущен в производство музыкальный фильм-мелодрама «Третья любовь», в котором Пугачёва играла главную роль — певицу Анну Стрельцову. В дальнейшем по совету Пугачёвой название фильма изменили на «Женщина, которая поёт» по заглавной песне. Специально для съёмок в этом фильме модельер Вячеслав Зайцев создал для певицы свободное платье-балахон. Этот балахон позволял трансформироваться певице в различные образы — от самых комических до самых трагических, тем самым создавая «Театр Аллы Пугачёвой». В итоге Пугачёва оставила его для своих концертных выступлений. В дальнейшем на протяжении всей творческой карьеры подобного рода платья являлись одной из её визитных карточек, важной деталью её сценического образа.

В мае 1978 года вышел в свет первый сольный студийный альбом Пугачёвой «Зеркало души». Релиз был издан в виде двойного альбома, но впоследствии также распространялся и отдельными пластинками: «Зеркало души-1» и «Зеркало души-2». Альбом составляли 16 записей 1975—1977 годов преимущественно композитора Александра Зацепина, а также три песни композитора Аллы Пугачёвой (под псевдонимом «Борис Горбонос») и по одной песне Бориса Рычкова и Марка Минкова. В конце 1970-х годов альбом стал одним из самых продаваемых в СССР, было выпущено несколько его экспортных вариантов со списком песен на английском, французском, испанском языках. Кроме того, альбом был издан за границей в Болгарии и Чехословакии.

В течении 1977—1978 годов Пугачёва продолжала активно записывать песни для теле- и кинофильмов. За два года ею были записаны песни к фильмам «Фантазии Веснухина» (1977; Одесская киностудия), «Повар и певица» (1977; Таджикфильм), «Звёздное лето» (1978; Арменфильм). В июне 1978 года Пугачёва участвовала в кинопробах на главную роль в сатирической кинокомедии «Пена», режиссёром которой был муж Пугачёвой Александр Стефанович. Несмотря на то, что худсовет утвердил Пугачёву на главную роль, Стефанович намеренно снял её кандидатуру из-за риска разрушить образ одинокой женщины с ребёнком, создаваемый в течении двух лет в песнях и концертных программах. Но в фильме мужа Пугачёва всё же сыграла эпизодическую роль певицы на фестивале.

В первой половине 1978 года Пугачёва продолжила активно гастролировать, давая концерты в СССР и за рубежом: в Москве, чехословацком городе Миловице для военных Центральной группы войск, Киеве, Одессе, Тольятти, Кызыле, Уфе, Казани, Минске, Ростове-на-Дону и Волгодонске, Свердловске, Таллине и других городах Эстонии, Белгороде, Ереване. Во время концерта в Минске в мае 1978 года британские продюсеры пригласили Пугачёву выступить в совместном концерте с Карлосом Сантаной, Джоан Баэз и другими западными звёздами в Ленинграде на Дворцовой площади 4 июля 1978 года. Однако этот концерт так и не состоялся по идеологическим причинам. Летом 1978 года Пугачёва уволилась из Москонцерта, а ВИА «Ритм» — из Харьковской филармонии. Был создан единый коллектив на базе Росконцерта, концертным директором Пугачёвой стал Евгений Болдин.

В августе 1978 года Пугачёва отправилась в польский город Сопот для участия в международном песенном конкурсе «Интервидение-78». Она выступила с песнями «Всё могут короли» и «Сонет Шекспира № 90». Результатом её выступления стала победа на фестивале и триумф у польской публики. Ей присудили гран-при «Янтарный соловей» и вручили денежную премию в размере 20 000 злотых, которую Пугачёва решила передать фонд строительства «Международного центра здоровья детей». По возвращении из Польши Пугачёва продолжила прерванные гастроли в Минске и Ереване, а в конце года дала концерты в Пхеньяне и Волгограде.

1979—1980: «Женщина, которая поёт»

В январе 1979 года в московском Театре эстрады состоялась премьера концертной программы певицы «Женщина, которая поёт». До этого концерты Пугачёвой не имели определённого названия, а в афишах писали «Поёт Алла Пугачёва». Хотя общий песенный костяк программы был сложен ещё в 1978 году, в ней было много новых песен. Помимо Москвы в 1979 году новую концертную программу Пугачёва представила в Челябинске, Волгограде, Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Сочи, Донецке, Харькове, Киеве, городах Подмосковья, Ленинграде, Симферополе, Ялте, Новосибирске, Кемерово, Костроме. С этой концертной программой Пугачёва выступала не только во дворцах спорта и концертных залах, но и на стадионах. Таким образом, концертная программа «Женщина, которая поёт» стала своеобразным промотуром одноимённого фильма.

5 марта 1979 года в прокат вышел кинофильм «Женщина, которая поёт», снимавшийся в 1977—1978 годах. Фильм собрал 54,9 млн зрителей и занял в советском кинопрокате 1979 года первое место; Пугачёва по результатам опроса журнала «Советский экран» была названа «Лучшей актрисой года». После выхода в прокат фильм получил множество отзывов и рецензий в советской кинопрессе — как положительных, так и отрицательных, и вызвал бурную полемику в обществе, однако не сколько вокруг себя, сколько вокруг певицы.

В течении 1979 года Пугачёва 3 раза посетила ГДР, где выступала в сборных концертах и популярных телепрограммах. 5 июля 1979 года в Москве она дала совместный концерт с Джо Дассеном по случаю открытия олимпийской гостиницы «Космос». 25 августа 1979 года Пугачёва как почётный гость выступила в гала-концерте III международного фестиваля «Интервидение-79» в Сопоте (Польша).

В 1979 году вышел второй альбом певицы «Арлекино и другие», который составили её записи периода работы в ВИА «Весёлые ребята». В 1980 году вышло уже два сольных альбома певицы: «Поднимись над суетой», состоящий из песен 1978—1979 годов композитора Пугачёвой и записанных в 1979 году и «То ли ещё будет» с записями 1977—1979 годов. Также за два года вышло несколько синглов и зарубежные альбомы певицы в Японии, Финляндии, Болгарии и Чехословакии.

В первой половине 1980 года Пугачёва продолжила выступления с программой «Женщина, которая поёт» в Омске, Баку, Варшаве и других городах Польши, Ленинграде. Однако из-за подготовки к съёмкам в фильме «Рецитал», а также подготовки новой концертной программы для гостей «Олимпиады-80» Пугачёва гастролировала относительно мало. В мае 1980 года она приняла участие в песенном фестивале «Международная эстрадная весна» в Познани (Польша), а также в нескольких сборных концертах в рамках «Дней культуры СССР в Польше».

14 июня 1980 года Пугачёва провела своё последнее выступление с ВИА «Ритм». На базе безымянного ансамбля под упр. Ю. Шахназарова, а также некоторых музыкантов, пришедших из «Ритма», она организовала группу «Рецитал». 21—25 июля 1980 года в московском Театре эстрады певица дала концерты для иностранных гостей «Олимпиады-80». Эти концерты стали первой совместной работой Пугачёвой и группы «Рецитал», которая в дальнейшем в течении всей её музыкальной карьеры вплоть до 2010 года неизменно оставалась её аккомпанирующим составом.

В августе 1980-го Пугачёва приступила к съёмкам в главной роли в кинофильме «Рецитал». Режиссёром фильма выступил муж певицы Александр Стефанович. Фильм задумывался как музыкальная драма о певице, на пике своей популярности теряющей голос и вынужденной бросить эстраду. Однако на начальном этапе съёмок руководство Мосфильма отстранило Пугачёву от участия в картине. Причиной этого стал скандал, устроенный Пугачёвой на съёмочной площадке, когда она порвала ассистентке режиссёра пальто. Это привело к разрыву отношений между Пугачёвой и Стефановичем и последующему разводу. Впоследствии с несколько изменённым сценарием, другими песнями и с Софией Ротару в главной роли фильм вышел в кинопрокат в 1982 году под названием «Душа».

После отстранения Пугачёвой от съёмок она ближайшие несколько месяцев не гастролировала в СССР. В ноябре—декабре 1980 года прошли её гастроли в Чехословакии (в рамках «Дней культуры СССР в Чехословакии») и в городах ФРГ. В Кёльне Пугачёва участвовала в радиоконцерте WDR в рамках международного музыкального фестиваля. В декабре 1980 года впервые после сентябрьского инцидента с «Рециталом» Пугачёва выступила в СССР — в московском Театре эстрады она дала серию концертов «Театр Аллы Пугачёвой».

Подготовка к съёмкам в фильме «Рецитал» и к концертам для гостей «Олимпиады-80», вследствие этого — нечастые гастроли и редкие появления Пугачёвой на центральном телевидении в 1980 году сказались на её популярности. В 1980 году практически не звучало её новых хитов. Звучавшие песни «Московский романс», «Уходя — уходи», «Когда я уйду», «Как тревожен этот путь» не снискали большой популярности у слушателей. По этой причине впервые за 4 года Пугачёва не стала лауреатом всесоюзного фестиваля «Песня-80». В целом, 1980-й явился трудным и переломным в творческой и личной жизни певицы годом, творчески отделяющим «Пугачёву 1970-х» от «Пугачёвой 1980-х».

1981—1983: Новые сотрудничества. «Монологи певицы»

В «Новогоднем огоньке» 1980/81 года Пугачёва исполняет песню «Маэстро» на музыку латышского композитора Раймонда Паулса и стихи Ильи Резника. Благодаря этой песне появляется творческий тандем Резник-Паулс-Пугачёва и такие произведения, как: «Старинные часы», «Возвращение», «Без меня», «Делу время» и другие.

В 1981 году певица заканчивает режиссёрский факультет ГИТИСа. В качестве дипломной работы выпускает концертную программу «Монологи певицы», с которой позже отправится на гастроли по всему Советскому Союзу, а также на Кубу, в Чехословакию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, ГДР, Югославию, Румынию, Венгрию, Италию и другие страны. 28 июня 1982 года она выступает в Париже в знаменитом зале «Олимпия».

Совместно с Игорем Кио ведет популярную программу «Новогодний Аттракцион», в которой звёзды эстрады и кино выступают в цирке в зачастую непривычных для себя амплуа (в роли дрессировщиков, акробатов или клоунов). Сама Пугачёва становится ассистенткой фокусника Кио: она заходит в клетку со львом, исчезает в парящем сундуке, участвует в фокусе сожжения. Исполняя песню «Миллион алых роз» певица парит под куполом цирка на трапеции. Этот номер едва не оканчивается трагедией (по замыслу режиссёра, трапеция должна была подняться всего на один-два метра от арены, поэтому Пугачёвой не пристёгивают страховку).

Песня «Миллион алых роз» становится настоящим хитом не только в СССР, но и за его пределами. Особенной популярностью она пользуется в Японии. После выхода в этой стране пластинок Пугачёвой с этой песней, её переводят на японский язык и она входит в репертуар нескольких японских эстрадных исполнителей. Известны также записи песни различными певцами других стран на английском, корейском, иврите, финском, вьетнамском, шведском, венгерском и других языках мира. Всего существует около сотни кавер-версий песни.

В 1983 году участники шведской поп-группы ABBA Бьёрн Ульвеус и Бенни Андерссон начинают работать над мюзиклом «Шахматы». Сюжет повествует о поединке русского и американского шахматистов. Победив в чемпионате русский спортсмен сбегает на Запад, с девушкой американца. Для знакомства с атмосферой СССР и сбора дополнительного материала, Бьёрн и Бенни приезжают в Москву, где знакомятся с Аллой Пугачёвой и предлагают ей исполнить роль жены русского шахматиста. Однако она отказывается от предложения (чтобы сыграть в мюзикле с фактически антисоветским сюжетом ей пришлось бы уехать из страны, оставив свою маму и дочь).

Помимо этого: снимается в фильме «Любовью за любовь», получает приз «Золотой микрофон» от западно-германской фирмы «Динаккорд» «за выдающуюся эстрадную деятельность, завоевавшую широкую международную популярность», выпускает 9 синглов и пятый номерной альбом «Как тревожен этот путь». Представляет публике 36 песен, среди которых: «Держи меня, соломинка», «Песня на бис», «Старинные часы», «Поздно», «А знаешь, всё ещё будет», «Миллион алых роз» и другие.

1984—1985: «Пришла и говорю»

В новогоднюю ночь 1984 года в праздничной телепрограмме «Новогодний аттракцион» Пугачёва исполнила две новые песни: «Расскажите, птицы» и «Айсберг». Они были написаны начинающим композитором Игорем Николаевым, который в то время числился музыкантом-клавишником в её группе «Рецитал». После премьеры эти песни имели оглушительный успех и стали всенародными шлягерами. С этого момента между Пугачёвой и Николаевым началось плодотворное сотрудничество, результатом которого стал альбом «...Счастья в личной жизни!» (1986).

В начале 1984 года Пугачёва начала подготовку новой сольной концертной программы «Пришла и говорю». Название программе дала одноимённая песня на стихи Беллы Ахмадулиной. Режиссёром-постановщиком выступила сама Пугачёва. Новая программа по концепции существенно отличалась от предыдущей «Монологи певицы» (1981—1983): она была расчитана на большие площадки (дворцы спорта и стадионы) и являлась более зрелищной, каждая песня сопровождалась хореографическим номером (танцевальное трио «Экспрессия»), определёнными декорациями и визуально-художественными эффектами. Пугачёва позиционировала новую программу не просто как сольный концерт, а как театрализованное представление. Премьера программы состоялась 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». Затем течении 1984 года певица представила её зрителям Ленинграда и Еревана. В 1985 году она также выступила с ней в Москве, Донецке и Владивостоке.

Одновременно с премьерой программы на Мосфильме были начаты съёмки кинофильма «Алла», где певица играла главную роль. В отличии от предыдущего кинофильма с её участием «Женщина, которая поёт» (1978), фильм не имел определённого сюжета и представлял собой музыкальное киноревю — набор клипов и документальных съёмок, освещавших новый этап творчества певицы. На завершающей стадии производства кинофильму было присвоено прокатное название «Пришла и говорю». Во всесоюзный кинопрокат фильм вышел 16 сентября 1985 года.

Пормимо этого, в 1984 году Пугачёва снялась в музыкальном кинофильме Г. Юнгвальд-Хилькевича «Сезон чудес». В нём она исполнила несколько песен Юрия Чернавского, с которым в то время начала сотрудничество. В их планах было издание целого совместного альбома «Видеомашина», однако проект не был завершён из-за отъезда композитора за границу.

В течении 1984-1985 гг. Пугачёва активно гастролировала за рубежом, в частности в странах Скандинавии. Итогом этих гастролей стало издание нескольких синглов и альбомов в Финляндии и Швеции, съёмки в популярных телепрограммах на местном телевидении, а также спуск судна «Alla» в финском порту Котка. В декабре 1984 года на гастролях в Финляндии состоялось вручение Пугачёвой «Золотого диска» от музыкальной фирмы «Track Music», а в январе 1985 года — вручение «Золотого диска» Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия». 10 января 1985 года Пугачёвой было присвоено звание «Народный артист РСФСР».

В 1985 году Пугачева прекратила активное сотрудничество с Раймондом Паулсом. Последние их шлягеры «Делу время» и «Без меня» прозвучали в новогодню ночь 1985 года. В конце 1980-х годов имело место недолгое возобновление их сотрудничества: Пугачёва записала несколько его песен, однако всенародными шлягерами эти песни уже не стали.

1994—1996: Свадьба с Ф. Киркоровым и творческий отпуск

1997—2000: Возвращение на сцену: «Избранное» и «Да!»

Совместно с корпорацией «Эконика» Пугачёва под брендом «Alla Pugachova» (именно в такой транслитерации) выпускает свою марку обуви. Обувь — самый успешный непесенный бизнес-проект певицы. Коллекция будет обновляться каждый сезон, а помимо сапог и туфель в ней будут появляться также и аксессуары: женские сумочки, кошельки, ремни, браслеты и т. д.

15 апреля 1997 года в с/к «Олимпийский» состоялся грандиозный концерт в честь дня рождения певицы — «Сюрприз для Аллы Борисовны». На этом концерте звезды эстрады перепели хиты Пугачёвой. Позже подобное будет происходить чуть ли не ежегодно (некоторые отчетные концерты «Фабрики Звезд», программа «Большая премьера», «День Пугачёвой» на конкурсе «Пять звезд» в Сочи, концерты «С днем рождения, Алла» и «Песни для Аллы» и др). В «Сюрпризе…» приняли участие: Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Владимир Пресняков, Муслим Магомаев, Людмила Гурченко, Иосиф Кобзон, Надежда Бабкина, Валерий Леонтьев и другие. Всего около 40 исполнителей. В финале концерта выступила и сама Пугачёва, она исполнила несколько песен, в том числе и «Примадонну», с которой через две недели ей предстояло выступить на «Евровидении».

История с «Евровидением» началась в январе 1997 года, когда телеканал «ОРТ», как член Вещательного Союза выбрал для представления страны на этом конкурсе Валерия Меладзе. Он должен был исполнять песню «Примадонна», музыку и слова к которой написала Алла Пугачёва. Однако из-за болезни певец вынужден был отказаться от участия в конкурсе, поэтому срочно пришлось искать замену. В итоге руководство телеканала «ОРТ» уговаривает ехать саму Пугачёву. Конкурс проходил 3 мая в Дублине. По итогам голосования Пугачёва набирает 33 балла (Словения — 12, Нидерланды — 8, Эстония — 7, Австрия — 5, Норвегия — 1), что в итоге дает ей 15 (из 25) место.

26 ноября 1997 года во время большой пресс-конференции в редакции газеты «Аргументы и факты» официально объявляет о возвращении на большую сцену и о возобновлении гастрольной деятельности. Певица готовит сразу две концертные программы: «Да» (для стадионов и больших площадок) и «Избранное» для камерных залов. Большое турне начинается в апреле 1998 в Казахстане. За три года дано свыше 150 концертов в России, странах бывшего СССР, а также в Германии, Израиле, Англии, США и Греции. Телеверсия московских концертов транслируется по Первому каналу, а позже выпускается на CD, VHS и DVD.

В феврале 2000 года во время своего североамериканского концертного тура Пугачёва выступила в знаменитом концертно-игровом комплексе «Trump Taj Mahal» в Атлантик Сити. В рецензии на концерт «Нью-Йорк Таймс» написала:

«Сегодня в концертном зале, позади игровых столов, была только одна искусительница — Алла Пугачёва, богиня российской поп-музыки, московская Тина Тёрнер с привкусом Эдит Пиаф, чьи песни отразили мечтания и надежды миллионов людей… Её музыка — это смешение поп и рок стилей, русского фольклора с цыганской основой и сентиментальными стихами, перевести которые почти невозможно. В основном, это о женщине, сражающейся со своими страстями, терпящей неудачи, но не сдавшейся».

После двухлетнего перерыва Пугачёва возрождает «Рождественские встречи». Они проходят в 1997 году в с/к «Олимпийский», в 1999 году на даче певицы, а в 2000 — в Театре Оперетты.

15 апреля 1999 Президент России Борис Николаевич Ельцин награждает певицу Орденом «За заслуги перед отечеством» II степени.

Помимо этого Пугачёва: второй раз становится бабушкой (внук Дени рождается 10 мая 1998 года), выиграет суд о защите чести и достоинства у журналиста Отара Кушанашвили, принимает участие в большом количестве сборных концертов и телевизионных программах, в том числе «Песня Года», «Славянский Базар», «Золотой Граммофон», «Празднование 850-летия Москвы», «Старые песни о главном» и др. Выпускает четырнадцатый номерной альбом «ДА!», сплит-альбом «Две звезды», три сингла («Примадонна», «Белый снег», «Мадам Брошкина») и несколько сборников. Представляет публике 40 новых песен, среди которых: «Примадонна», «Позови меня с собой», «В воду войду», «Не обижай меня», «Белый снег», «Мадам Брошкина», «Свеча горела на столе» и др., а также свою версию Гимна России (музыка Алла Пугачёва, слова Ильи Резника).

2001—2006: «Фабрика Звезд» и Тур «Мы приехали»

В 2001 году Пугачёва продолжает гастролировать с программой, которая называется то «Лучшее», то «Святая грешница», то даже «Избранное». Конечно, это уже не «Избранное» 98/99 годов, а некая промежуточная программа, которая годом позже преобразуется в «Мы приехали» (неофициальное название, официального — не было) и просуществует до сентября 2007 года. В основе новой программы — песни композитора Любаши, с которой Пугачёва начинает тесно сотрудничать и даже выпускает совместный диск «А был ли мальчик?», композиции текущего репертуара, а также хиты, проверенные временем («Не отрекаются любя», «Старинные часы» и др.). Всего программа «Поет Алла Пугачёва» будет показана публике 195 раз.

В прессе всё чаще начинают появляться слухи о разводе певицы с Филиппом Киркоровым (в 2002—2005 гг Пугачёва проживает отдельно в гостинице «Балчуг»). Сама Алла Борисовна эти слухи опровергает, однако все чаще появляется на публике с Максимом Галкиным. В 2003-м у них уже совместные гастроли, а позже они снимаются в музыкальном фильме «За двумя зайцами», в конце которого целуются в ЗАГСе. Разведутся Пугачёва и Киркоров в мае 2005, а официально о разводе попросят сообщить в ноябре 2005 года Лолиту Милявскую. Причина развода не называется, но пресса настаивает на «финансовой стороне» и неудачи мюзикла «Чикаго». «Чикаго» — это бизнес-проект Киркорова. Сама Пугачёва также занимается бизнесом: выпускает чипсы «АБ». Однако дело не пойдёт и купленный в Краснодарском крае завод будет продан.

В декабре 2005 года Пугачёва становится членом Общественной Палаты при Президенте Российской Федерации, где до 2008 года будет заниматься вопросами социального развития. 2001—2005 годы — период наиболее тесного сотрудничества с композитором Игорем Крутым. Пугачёва записывает его новые песни, участвует в его «Творческих вечерах», а также активно поддерживает его проекты: возрождает «Песню Года» и в качестве «музы» выступает на конкурсе молодых исполнителей «Новая Волна» в Юрмале.

Помимо этого: Пугачёва учреждает собственную премию («Золотая звезда Аллы»), возглавляет «Фабрику Звезд-5» на Первом канале; организует «Рождественские встречи» в казино «Кристалл»; снимается в музыкальном фильме «Сказки про любовь» (реж. Ирина Миронова); получает множество наград и премий, среди которых «Овация» в номинации «Певица десятилетия», медаль Кембриджского Биографического центра «2000 выдающихся музыкантов XX века» и др.; выпускает несколько дисков, включая два номерных альбома («Речной трамвайчик» и «Живи спокойно, страна!»), два сплит-альбома («А был ли мальчик» и «Это-любовь») и несколько сборников. Представляет публике 44 новые (включая ремиксы) песни, среди которых: «Будь или не будь», «Любовь», «Речной трамвайчик», «Зона», «Исчезнет грусть», «Из ниоткуда», «Кафешка», «Спасибо, любовь», «Живи спокойно, страна!» и др.

2007—2010: «Радио Алла» и уход со сцены

Заканчивается большой гастрольный тур с программой «Мы приехали». За 2006—2007 годы в рамках этой программы Пугачёва дает более 40 концертов в России и странах бывшего СССР. Финальный концерт шестилетнего тура проходит 27 сентября 2007 в Сочи.

С 20 июля 2007 Пугачёва — художественный руководитель FM радиостанции «Алла» в Москве; она влияет на музыкальную политику, а также ведет авторские программы: «Алло, Алла», «В гостях у Аллы», «Алла ищет таланты».

За короткое время радиостанция набирает огромное количество слушателей, и уже в ноябре 2007 года еженедельная аудитория «Радио Алла» составляет 1 млн 242 тыс. человек, что позволяет ей разместиться сначала на 16, а затем на 13 (из 49) месте в ТОПе радиостанций Москвы. В декабре 2010 года радио вещало в 22 городах России, 16 — Украины и 3 — Молдовы. После смерти Александра Варина, — близкого друга Пугачёвой, идейного вдохновителя «Радио Алла» и Президента Вещательной Корпорации «Проф-Медия» (ВКПМ), в которую входила радиостанция, Пугачёва не находит общего языка с новым руководством ВКПМ и уходит из проекта. 24 января 2011 радио прекращает вещание в России, а 31 января 2012 и на Украине.

5 марта 2009 года на пресс-конференции объявляет о завершении гастрольной деятельности после прощального тура «Сны о любви». Эту конференцию в прямом эфире показывает телеканал «Россия 24», а вечером того же дня изменив свою сетку вещания (беспрецедентный случай в истории российского ТВ: никогда ещё канал не менял сетку из-за публичного события) показывает федеральный канал «Россия-1». За прощальный тур дает 37 концертов в 13 странах мира: России, Украине, Казахстане, США, Израиле, Германии и др. Последний концерт — 4 марта в Софии (Болгария). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году Алла Пугачёва спела своего знаменитого «Арлекино».

Продолжает активно заниматься творческой деятельностью. В качестве «музы» выступает на конкурсе «Новая волна», ведёт различные концерты и телепроекты: «Песню года», «Две звезды», «Песни для Аллы», «Рождественские встречи» и др. Выпускает 17-й номерной альбом «Приглашение на закат». Записывает 42 (включая ремиксы) песни. Наиболее известные композиции: «Приглашение на закат», «Опять метель», «Я улетаю», «Сады вишневые», а также символический дуэт с Софией Ротару — «Нас не догонят». 2010 год — единственный год в 45-летней карьере певицы, когда она не записала и не спела ни одной новой песни.

2011 — по настоящее время: «Жизнь после шоу»

Пугачёва не нарушает слово о прекращении гастрольной деятельности. С 5 марта 2010 года и до настоящего времени она не дала ни одного концерта, однако записала и исполнила публично несколько песен. Кроме того, озвучила Королеву крыс в фильме Андрея Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный Король».

С сентября 2011 Пугачёва открыто поддерживает политика Михаила Прохорова. Сначала она заявляет о готовности вступить в его партию, а затем входит в Общественный совет Прохорова — кандидата в Президенты РФ; совместно с Андреем Макаревичем исполняет о нём песню «Самый высокий», а также принимает участие в различных пресс-конференциях Прохорова и съездах общественного совета партии «Гражданская платформа».

В 2011 году телеканал «НТВ» к 10-летию совместной жизни в гражданском браке Пугачёвой и Галкина выпускает двухсерийный фильм «Алла + Максим. Исповедь любви». В конце года пара узаконивает свои отношения. 18 сентября 2013 года при помощи суррогатного материнства у пары рождаются двойняшки Лизавета и Гарри Галкины.

В 2008 году губернатор Санкт-Петербруга Валентина Матвиенко выделяет в устье реки Смоленки участок под строительство «Театра песни Аллы Пугачёвой». Анонсировалось, что начало строительства начнется в 2009 году и продлится два года. Однако по состоянию на апрель 2014 строительство так и не начато и находится в стадии проектирования. Кроме того, в августе 2012 Градостроительный совет Санкт-Петербурга рекомендовал снизить высоту здания с 70 до 60 метров, а в январе 2014 Куйбышевский суд Петербурга признал незаконным решение городского комитета разрешившего строить Театр.

Несмотря на то, что Пугачёва не занимается активной творческой деятельностью, она по-прежнему частый гость на ТВ: занимается поиском талантов в шоу «Факторе А», фестивалях «Новая Волна» и «Крым Мюзик Фест»; вместе с Максимом Галкиным ведёт программу «Утренняя Почта»; принимает участие в других телевизионных проектах. 15 апреля 2012 года Алла Пугачёва и Максим Галкин проводят 3-х часовую «Прямую Линию» на телеканале НТВ — отвечают на вопросы жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Владивостока, Нью-Йорка и других городов. До этого подобные «Прямые линии» проводил только Владимир Путин.

Алла Пугачёва уже много лет является известнейшей личностью России. Так в рейтинге «Российская элита-2011» (ВЦИОМ) она находится на третьей строчке после Владимира Путина и Дмитрия Медведева. В рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» (РИА-Новости, «Эхо-Москвы», журнал «Огонёк») располагается на втором месте после председателя Совета Федерации России — Валентины Матвиенко. В рейтинге «Самых умных женщин России» (ВЦИОМ) — на 4-ой позиции после Валентины Матвиенко, Ирины Хакамады и Екатерины II. В 2012 году вышло 13 номеров (из 52 за год, то есть каждый четвёртый) журнала «Тайны Звёзд» с Пугачёвой на обложке.

Концертные программы

За годы творческой деятельности Аллой Пугачёвой выпущены: «Женщина, которая поёт» (1979), «Монологи певицы» (1981), «У нас в гостях Маэстро» (1981; с участием Раймонда Паулса), театрализованное представление «Пришла и говорю» (1984), «Алла Пугачёва представляет...» (1985, с участием трио «Херрейз»), сольная программа «Поёт Алла Пугачёва» (1993), «Избранное» (1998), «Мы приехали» (2001), «Сны о любви» (2009). С 1988 года в крупнейших залах страны проходят «Рождественские встречи» — уникальная программа, в которой в гостях у Аллы Пугачёвой собираются все звёзды российской эстрады (во время этих концертов также осуществляется съёмка телевизионной версии программы).

Участвовала в международном конкурсе политической песни в Хельсинки (ноябрь 1981); дважды была почётной гостьей международного песенного фестиваля «Братиславская лира» («Bratislavská lyra») в Чехословакии (май 1976 и май 1983) и фестиваля «Международная эстрадная весна» («Międzynarodowa Wiosna Estradowa») в Познани, Польша (в мае 1977 и мае 1980); была почётной гостьей XIX фестиваля советской песни «Подмосковные вечера» в городе Зелёна-Гура (июнь 1983); участвовала в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (июль 1985); была гостьей международного фестиваля в Сан-Ремо (Италия) с песней «Надо же» вместе с Владимиром Кузьминым (февраль 1987); приняла участие в благотворительном фестивале «Милосердие и красота» в Киеве (июль 1989); работала в жюри и принимала участие в гала-концерте фестиваля кантри-музыки в Нэшвилле, где ей был вручён приз «Distant Accord» за победу в фестивале и за вклад в фестивальное движение (сентябрь 1989); участвовала в фестивалях «Звёздный прибой» в Севастополе (1993—1994), «Роксалана» (Киев, 1994), «Рок-Саммер» (Таллин, 1994), «Славянский базар» (Витебск, 1994), «Голос Азии» (Алма-Ата, 1995). В 1997 году приняла участие в одном из самых престижных конкурсов песни «Евровидение», заняв 15 место. В декабре 1997 года Алла Пугачёва приняла активное участие в подготовке и проведении грандиозного концерта посвященного памяти Татьяны Снежиной.

В декабре 1977 года Алла Пугачёва в Институте космической медицины дала сольный концерт для космонавтов, который транслировался на борт космического корабля «Союз-26». Приняла участие в устных выпусках газеты «Труд» (декабрь 1975) и газеты «Московский Комсомолец» (октябрь 1988). Также участвовала в торжественном открытии Дней литературы и искусств РСФСР в Эстонской ССР (июль 1977); в культурной программе «Олимпиады-80», дав несколько концертов для иностранных гостей мероприятия (июль 1980); в «Днях культуры СССР в Чехословакии» (ноябрь 1980); в «Днях культуры СССР в Италии» (ноябрь-декабрь 1982); в молодёжных телемостах «Москва — Космос — Калифорния» (сентябрь 1982), «Москва — Швеция» (1985) и «Варшава — Москва» (1986); начиная с 1976 года неоднократно становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». В 1986 году состоялись благотворительный концерт «Счёт 904» в СК «Олимпийский» в помощь пострадавшим в Чернобыле. В 1997 году в период празднования 850-летия Москвы Алла Пугачёва приняла участие в грандиозном спектакле-дивертисменте «Москва на все времена» — церемонии закрытия празднования в Лужниках.

В советское время Алла Пугачёва дала множество концертов для работников различных сфер, среди которых: концерты для работников Ингурской ГЭС (в составе ВИА «Весёлые ребята», май 1975), концерты на космодроме «Байконур» (июль 1977), для коллектива автосборочного цеха завода имени Лихачёва с посвящением певицы в почётные члены бригады коммунистического труда (ноябрь 1977 и апрель 1988), для работников ВАЗа в Тольятти (апрель 1978) [к. 1], для строителей «Атоммаша» в Волгодонске Ростовской области (июль 1978), концерт для стройотрядов (февраль 1983), для глухонемых рабочих в цехе одного из заводов Донецка; для работников завода «Виллс» (1985), концерт для ликвидаторов аварии в Чернобыле (сентябрь 1986) и множество других.

Певица провела десятки сольных концертов в стране и за рубежом. Её гастролям в США, Германии, Швейцарии, Индии, Франции, Италии, Венгрии, Швеции, Югославии, Румынии, Израиле, Польше, Финляндии, Японии, Северной Корее, Австралии, Кубе и многих других странах неизменно сопутствовал успех[к. 2]. Так, в апреле 1985 года в Финляндии состоялась церемония спуска на воду судна «Алла», названного в её честь.

В сентябре 1988 года Пугачёва отправилась в первое турне по крупнейшим городам США, которое закончила концертом в знаменитом «Карнеги-холл» в Нью-Йорке. Газета Нью-Йорк Таймс опубликовала восторженную рецензию, в частности, написав следующее:

Алла Пугачёва — женщина многих голосов: утончённое поп-щебетание, чистое рок-меццо-сопрано, рычания и рыдания драматического кабаре. Госпожа Пугачёва стала поющей актрисой с полным театральным присутствием; она может принять сладость инженю или шутливость кокетки или уставший от жизни взгляд и хриплый тон Эдит Пиаф. Большинство зрителей, казалось, говорят по-русски, но даже те, кто не говорили оказались под впечатлением от сценичности, разносторонности и вокального изящества госпожи Пугачёвой
.В творческой биографии певицы — сотрудничество со многими известными в мире музыки российскими и зарубежными композиторами и исполнителями. В их числе — Александр Зацепин, Марк Минков, Раймонд Паулс, Виктор Резников, Игорь Николаев, Юрий Чернавский, Владимир Кузьмин, Игорь Крутой и другие; совместный концерт со знаменитым французским музыкантом Джо Дассеном на открытии гостиницы «Космос» в Москве (июль 1979); совместные концерты с трио «Херрейз» (Швеция) с концертной программой «Алла Пугачёва представляет...», с Дином Ридом (1985), Удо Линденбергом (1985—1988) и с норвежским дуэтом «Bobbysocks!» (1985). Особенно плодотворным оказалось творческое сотрудничество с немецким композитором и исполнителем Удо Линденбергом, которое началось после совместных концертов в 1985 году на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве и успешно продолжилось в 1986—1988 годах. Совместно с Удо Линденбергом в 1986—1987 годах Алла Пугачёва дала ряд концертов в городах ФРГ и Швейцарии, а также приняла участие в различных фестивалях и прочих мероприятиях, а именно: в антивоенном митинге-манифестации в Хассельбахе, ФРГ (1986), в фестивале рока в Винтертуре, Швейцария (1987), на празднике прессы и концерте «Рок за безъядерный мир» в Дуйсбурге, ФРГ (1987), в Марше мира памяти Улофа Пальме в Мюнхене, ФРГ (1987), и других, а также приняла участие в популярной телепрограмме «ZDF Hitparade» на западногерманском телевидении (1987). В июле 1988 года состоялась презентация совместного диска Пугачёвой и Линденберга «Песни вместо писем».

В 1987 году в результате скандала в гостинице «Прибалтийская» на время пропала из эфира.

В 1988 году создала и возглавила театр-студию «Театр Песни». Являясь его художественным руководителем, она организовала многочисленные гастроли по городам СССР с программами, в которых принимали участие артисты театра, многие из которых стали впоследствии звёздами советской эстрады: «Молодые-молодым или Концерт для друзей» (1989 год), «Концерт для друзей» (1990), концертный тур «Звёздное лето» по СНГ с участием Ф. Киркорова, В. Преснякова, К. Орбакайте и многих других (1992 год).

В 1996 году выступила режиссёром и постановщиком сольных концертов Аркадия Укупника «Музыка для мужчин».

Политическая деятельность

В 1998 году поддержала кандидата в губернаторы Красноярского края Валерия Зубова.

С 2005 по 2007 год входила в состав Общественной палаты РФ как представитель общероссийских объединений и занимала пост члена комиссии по вопросам социального развития. Появилась всего на паре заседаний.

В сентябре 2011 года вступила в партию «Правое дело» под председательством Михаила Прохорова и 14 сентября приняла участие в её съезде, но после смещения его лидера на следующий день после съезда на встрече сторонников Михаила Прохорова покинула партию, обвинив в произошедшем Владислава Суркова.

27 октября 2012 года на внеочередном съезде партии «Гражданская платформа» утверждена членом федерального гражданского комитета партии.

Семья

Предки

Прадед с прабабушкой Пугачёвой (Павел и Мария), у которых было 7 детей, проживали в Славгородском районе Могилёвской области (деревня Узгорск). Мария (в округе была известной целительницей и гадалкой) дожила почти до 90 лет (умерла на ходу), похоронена в деревне Недашево (Могилёвская область), Павел умер в возрасте около 40 лет (похоронен в деревне Узгорск). У деда Пугачёвой по отцовской линии (Михаил, выходец из Могилёвской губернии) была родная сестра Анастасия, дочка которой (двоюродная тётка Пугачёвой) — Валентина Петровна Валуева (72 года на 2009 год, на 2009 год проживала в деревне Недашево). В период коллективизации Михаил уезжает в Москву, где и остаётся. Там у него рождается Борис (отец Пугачёвой).

Родственники

Отец — Борис Михайлович Пугачёв (1918—1982), фронтовик, был директором по сбыту Талдомской обувной фабрики, играл в народном театре. В 1963 году он был арестован и приговорён к трем годам исправительных работ за хозяйственные злоупотребления, отбыл полтора года на работах в Долгопрудном и был освобождён «за примерное поведение».
Мать — Зинаида Архиповна Одегова (1922—1986), во время войны ездила в составе фронтовой концертной бригады, после войны работала заместителем начальника отдела кадров завода, пережила пять инфарктов, умерла от шестого.
Брат — Евгений Борисович Пугачёв (7 апреля 1950 — 19 февраля 2011), полковник в отставке, умер после третьего инфаркта.

Мужья и дети

1969—1973 — брак с литовским цирковым артистом Миколасом Орбакасом (род. 16 апреля 1945 года)
Дочь — Кристина Эдмундовна Орбакайте (род. 25 мая 1971 года).
Внук — Никита Владимирович Пресняков (род. 21 мая 1991 года)
Внук — Дени Русланович Байсаров (род. 10 мая 1998 года)
Внучка — Клавдия Михайловна Земцова (род. 30 марта 2012 года в США).
1977—1981 — брак с кинорежиссёром Александром Стефановичем (род. 13 декабря 1944 года).
1985—1993 — брак с концертным директором и продюсером Евгением Болдиным (род. 13 апреля 1948 года).
1994—2005 — брак с певцом Филиппом Киркоровым (род. 30 апреля 1967 года).
С 23 декабря 2011 — брак с юмористом Максимом Галкиным (род. 18 июня 1976 года).
Дочь Елизавета и сын Гарри (род. 18 сентября 2013 года) — двойня, рождённая суррогатной матерью.

Дискография

Дискография Аллы Пугачёвой насчитывает более 100 сольных пластинок, CD и DVD дисков, включая: 17 номерных альбомов, 34 сингла и 25 «компиляций» и сборников. Помимо России и стран бывшего СССР альбомы Пугачёвой издавались в Японии (5, включая переиздания), Корее (1), Швеции (6), Финляндии (4), Германии (1), Польше (2), Чехословакии (3) и Болгарии (5).

Общее количество проданных дисков оценивается в 250 миллионов экземпляров.

Номерные альбомы певицы:

Зеркало души
Арлекино и другие
Поднимись над суетой
То ли ещё будет
Как тревожен этот путь
Ах, как хочется жить
Алла Пугачёва в Стокгольме
Счастья в личной жизни!
Пришла и говорю
Алла
Рождественские встречи-91
Рождественские встречи-91
Не делайте мне больно, господа
Да!
Речной трамвайчик
Живи спокойно, страна!
Приглашение на закат

Фильмография

Игровые фильмы

1976 - Ансамбль неудачник
1978 - Женщина, которая поёт
1979 - Пенапевица 
1979 - Бабушки надвое сказали...
1983 - Любовью за любовь
1985 - Пришла и говорю
1985 - Сезон чудес
1997 - Старые песни о главном 2
1998 - Старые песни о главном 3
2001 - Старые песни о главном.
2004 - За двумя зайцами
2007 - Королевство кривых зеркал
2010 - Щелкунчик и Крысиный Король (озвучивание)

Фильмы-концерты

1976 — Поёт Алла Пугачёва (Ленинградское ТВ)
1977 — Поёт Алла Пугачёва / Dzied Alla Pugačova (Латвийское ТВ)
1978 — Театр Аллы Пугачёвой (Эстонское ТВ)
1980 — Рецитал (фильм не был окончен, Алла Пугачёва от участия в съёмках была отстранена съёмочной группой и руководством «Мосфильма»)
1981 — Поёт Алла Пугачёва (Ленинградское ТВ)
1984 — Встречи с Аллой Пугачёвой — архивные кадры выступлений разных лет
1985 — Витражных дел мастер — показаны архивные кадры декабря 1981 года из концерта «У нас в гостях Маэстро» и мая 1983 года из концерта ко Дню радио
1986 — Как стать звездой — архивные кадры выступления с песней «Арлекино» на международном фестивале «Золотой Орфей» в июне 1976 года в качестве почётной гостьи
2003 — Сказки про любовь

Документальные фильмы / программы

1976 — «Alla Pugatschowa und Wesjolyje Rebjata» | «Алла Пугачёва и Весёлые ребята» (телевидение ГДР)
1976 — «Алла Пугачова отново в България» | «Алла Пугачёва снова в Болгарии» (телевидение Болгарии)
1977 — «Alla Pugatšova Tallinnas» | «Алла Пугачёва в Таллине» (Эстонское телевидение)
1979 — «Автограф» (Украинское телевидение, студия «Укртелефильм»)
1979 — «Alla-la» | «У Аллы» (Финское телевидение, телекомпания «Mainos-TV»). После премьеры 30 декабря 1979 года по финскому телевидению фильм был куплен для показа телекомпаниями Швеции, Франции и Канады)
1980 — «Ałła Pugaczowa w Warszawie» | «Алла Пугачёва в Варшаве» (телевидение Польши, телеканал «TVP 1»)
1980 — «Einfach Alla» | «Просто Алла» (телевидение ФРГ, телекомпания «ARD»)
1981 — «Алла Пугачёва в Ленинграде» (Ленинградское телевидение)
1983 — «How does the Soviet superstar live?» | «Как живёт советская суперзвезда?» (телевидение Швеции)
1985 — «13 вопросов Алле Пугачёвой» (Ленинградское телевидение)
1985 — «Алла Пугачёва и трио „Херрейз“ в Ленинграде» (Ленинградское телевидение)
1985 — «Alla — superstar» (телевидение ФРГ, телеканал «ZDF»)
1990 — «Выездной телефон с Аллой Пугачёвой» (Центральное телевидение СССР, ТПО «Содружество»)
1993 — «Портрет на фоне. Алла Пугачёва»
1994 — «Закулисье Аллы Пугачёвой» (телевидение Ростова-на-Дону)
1995 — «Жди и помни меня» (5 серий, телеканал «ОРТ»)
1995 — «Она сказала „Да!“» (телевидение Казахстана)
1998 — «Закулисье Аллы Пугачёвой» (телевидение Ростова-на-Дону)
1999 — «Алла Пугачёва. Новейшая история» (телеканал «ОРТ»)
2000 — «Алла Пугачёва» (Санкт-петербургское телевидение, телеканал «ТВ Петербург»)
2001 — «Вспоминая Рождество» (12 серий; совместно с Глебом Скороходовым)
2007 — «Неизвестная Пугачёва» (телеканал «НТВ»)
2009 — «Мужчины её величества» (телеканал «Интер», совместно с телеканалом «Россия-1»)
2009 — «Я рыжая, я другая» (телеканал «ТВ Центр»)
2009 — «Признания Женщины, которая поёт» (телеканал «НТВ»)
2010 — «Сонечка против Аллочки» (3 серии) (телеканал «НТВ»)
2010 — «Алла Пугачёва. Найти меня» (телеканал «ТВ Центр»)
2011 — «Алла+Максим. Исповедь любви» (2 серии) (телеканал «НТВ»)
2011 — «Жизнь после шоу» (Первый канал)
2011 — «Пугачиха. Фильм — судьба» (телеканал «НТВ»)
2011 — «Шальная молодость моя, или Неизвестная Алла 80-х» (телеканал «Интер»)

Песни за кадром и вокальное озвучивание

1969 — Король-олень — вокальные партии Анджелы: «Уехал славный рыцарь мой», «Надоело это», «Я уступаю», «Про любовь» (М. Таривердиев — В. Коростылёв). В кадре Валентина Малявина
1970 — Удивительный мальчик — вокальные партии фигляра и девочки Лоны: «Начинается наш рассказ», «Королевская дочь», «Шаг, шаг, ещё шажок», «Развязала верёвки», «Вот и кончился наш рассказ» (Э. Артемьев — А. Найман). В кадре Алла Будницкая и Зане Лиелдиджа
1972 — Монолог — песня «Te ador» из репертуара Джоан Баэз (Луис Флориано Бонфа — Антонио де Мария)
1972 — Печки-лавочки — джаз-вокализ на мотив песни «Очи чёрные»
1972 — Стоянка поезда — две минуты — вокальные партии Алёны: «Мой городок», «Предчувствия» (Г. Гладков — Ю. Энтин). В кадре Валентина Теличкина. Вокальная партия официантки: «Песенка официантки» (Г. Гладков — Ю. Энтин). В кадре Ирина Сушина. Вокальная партия Тамары Красовской: «Или-или» (Г. Гладков — Ю. Энтин). В кадре Алла Будницкая
1974 — Москва — Владивосток — песни «Дальние дали» и «Зовёт нас дорога» (Е. Дога — В. Мильдон-Лазарев)
1975 — Такая короткая долгая жизнь — песня «И продолженье следует» (Ю. Левитин — М. Матусовский)
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром! — вокальные партии Нади Шевелёвой: «По улице моей» (М. Таривердиев — Б. Ахмадулина), «Мне нравится» (М. Таривердиев — М. Цветаева), «На Тихорецкую» (М. Таривердиев — М. Львовский), «У зеркала» (М. Таривердиев — М. Цветаева). В кадре Барбара Брыльска
1975 — Между небом и землёй — песня «И кто виноват» (А. Зацепин — Л. Дербенёв)
1975 — Центровой из поднебесья — вокальные партии Нины Челноковой: «Верблюд» — с ВИА «Весёлые ребята», «Бубен шамана», «Угу-гу», «Любовь одна виновата», «До свиданья, лето» (А. Зацепин — Л. Дербенёв). В кадре Людмила Суворкина
1976 — Волшебный фонарь — вокальная партия дочери соседки со словами «Эй, домочадцы…» и «Чтоб вы все провалились!..» (Э. Л. Уэббер — Б. Пургалин). В кадре Тамара Квасова
1976 — Когда-то в Калифорнии (телеспектакль) — вокальные партии миссис Мартин: «Весёлый ковбой» и «Романс» (А. Мажуков — Л. Филатов). В кадре Екатерина Райкина.
1976 — Отважный Ширак — вокальные партии Зайнаб: «Полно вокруг мудрецов», «Друг друга мы нашли» (А. Зацепин — Л. Дербенёв). В кадре Люция Рыскулова. Вокальная партия Сезама: «Волшебник-недоучка» (А. Зацепин — Л. Дербенёв). В кадре Хуршед Ганиев
1976 — Бросок, или Всё началось в субботу — песня «Верю в тебя» (А. Зацепин — О. Гаджикасимов)
1977 — Фантазии Веснухина — вокальная партия Анны Ивановны: «Голубой кот» (А. Зацепин — В. Левин). В кадре Клара Белова. Песни: «Колыбельная», «Рисуйте, рисуйте», «Найди себе друга», «Куда уходит детство?» (А. Зацепин — Л. Дербенёв)
1977 — Повар и певица — вокальные партии Зухры: «Лунная вода» (А. Зацепин — Ю. Энтин), «О маме», «Если долго мучиться», «Мы не любим друг друга» (А. Зацепин — Л. Дербенёв). В кадре Махфират Хамракулова
1978 — Звёздное лето — песни «Папа купил автомобиль» (А. Пугачёва — О. Милявский), «Три желания» (А. Пугачёва — Д. Костюрин), «Звёздное лето» (А. Пугачёва — И. Резник)
1982 — Новогодний аттракцион — 1983 — песня «Рассвет — закат» (Ю. Маликов, В. Пресняков-ст. — В. Луговой). В кадре Ирина Алфёрова
1986 — Выше Радуги — вокальная партия Сирены Ахелоевны: «Сирена» (Ю. Чернавский — Л. Дербенёв). В кадре Татьяна Басова
1998 — Примадонна Мэри — песня «Мэри» (А. Пугачёва)
2007 — Ирония судьбы. Продолжение — песня «Опять метель» — дуэтом с Кристиной Орбакайте (К. Меладзе — К. Меладзе, Д. Поллыева)
2009 — Заза — песня «Любовь — неиссякаемый источник» (А. Пугачёва)
2010 — Щелкунчик и Крысиный Король / The Nutcracker in 3D — русский дубляж Крысиной королевы и Фрау Эвы

Участие в программах ТВ

Алла Пугачёва приняла участие в огромном количестве телевизионных передач как на российском, так и на зарубежном телевидении. Среди них: «С добрым утром», «Будильник», «Голубой Огонек», «Песня Года», «Голоса друзей», «Ритмы Олимпиады», «Новогодний Аттракцион», «Кружатся диски», «Что? Где? Когда?», «Кинопанорама», «Утренняя почта», «Лестница Якоба», «Телевизионное знакомство», «Музыкальный ринг», «Взгляд», «50х50», «Бомонд», «Тема», «Час пик», «Поле чудес», «МузОБОЗ», «Субботний вечер», «До 16 и старше», «Смехопанорама», «Фабрика звезд», «Ледниковый период», «Пусть говорят», «Две звезды», «Фактор А», «Достояние Республики», «Познер» и другие.

Награды и звания

Государственные награды и звания

Награды СССР

«Народный артист СССР» (20 декабря 1991 года) — за большие заслуги в развитии советского эстрадного и сценического искусства[к. 4]
«Народный артист РСФСР» (11 января 1985)
«Заслуженный артист РСФСР» (8 июля 1980)

Награды России

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (15 апреля 1999) — за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 апреля 2009) — за большой вклад в развитие отечественного эстрадного искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 апреля 2014) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и эстрадного искусства
  • Государственная премия Российской Федерации в области эстрадного искусства (29 мая 1995) — за концертные программы последних лет
  • Знак «За полезное». Награждена Губернатором Московской области Борисом Громовым (9 октября 2002)

Награды других стран

  • Орден «Дружба». Вручен президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 4 сентября 2009 года
  • Орден Святого Месропа Маштоца — высшая награда Армении. Вручена президентом Армении Сержем Саргсяном 26 сентября 2009 года
  • Премия Президента Белоруссии «Через искусство — к миру и взаимопониманию». Вручена Александром Лукашенко 7 июля 2006 года

Другие награды

Помимо государственных, Пугачёва награждена огромным количеством музыкальных наград, включая Третью премия V Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974), Гран-при фестиваля «Золотой Орфей» (Болгария, 1975), Гран-при «Янтарный соловей» на XVIII Международном фестивале эстрадной песни «Интервидение-78» в Сопоте (Польша, 1978), «Золотыми дисками»: от фирмы «Track Music» (Финляндия, 1984); от Всесоюзной фирмы «Мелодия» (1985); от фирмы «Ампекс» за альбом «Алла Пугачёва в Стокгольме» (1989), шестью премиями «Овация», в том числе в номинациях «Живая легенда» и «Певица десятилетия», семью премиями «Золотой Граммофон», медалями: «За вклад в дело мира» (1981), ФИДОФ (1987), «За вклад в дело мира и гармонию средствами музыки» (1989), «2000 выдающихся музыкантов ХХ века» Международного Кембриджского Биографического центра (2001), наградами «Золотой микрофон» фирмы «Динакорд» (1981) и «Distant Accord» от Международной федерации фестивальных организаций (ФИДОФ) (1989) и другими.

12 раз становилась «Певицей года» по опросу газеты «Московский комсомолец»; в 1999 году газета присудила ей звание «Певицей века»; также «Певицей года» её называли газеты «Смена» (5 раз), «На смену!», «Комсомольское знамя», хит-парад ТАСС и другие. По опросу читателей журнала «Советский экран» стала «Актриса года» (1979). Названа «Великой женщиной XX столетия» по опросу еженедельника «Собеседник» (1993). Ежегодно выходит в четвёрку рейтинга «Российской элиты» по версии ВЦИОМ, уступая только Президенту России, Премьер Министру и Министру обороны. Занимает 2-е место в рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» (РИА-Новости, 2012) и 4-е в рейтинге «Самых умных женщин России» (ВЦИОМ, 2012)

В честь Аллы Пугачёвой назван паром, спущенный на воду в Финляндии (1985), поставлен прижизненный памятник во дворе дома по улице Земляной Вал, 52 (впоследствии был украден), заложено несколько именных плит и звёзд (Ялта, Атакрс, Витебск), в Москве в магазине «Эконика» на Арбате хранится бронзовая плита с отпечатком ступни певицы.

Факты

  • Один из самых кровожадных маньяков СССР — Анатолий Нагиев, задался целью убить Пугачёву, однако в самый последний момент в 1980 году это ему не удалось. Нагиев убил ещё 6 женщин, похожих внешне на Пугачёву, затем был арестован, осуждён и расстрелян.
  • Пугачёва первой из артистов дала концерт в Чернобыле после аварии на ЧАЭС.
  • По состоянию на 2009 год певица владеет квартирой площадью 500 м2 в жилом доме в Филипповском переулке в Москве, а также загородным домом на участке 50 соток, который она приобрела в 1990 году в деревне Бережки на берегу Истринского водохранилища в Подмосковье.
  • Бывший зять Пугачёвой — один из самых богатых российских бизнесменов чеченского происхождения Руслан Байсаров.
  • Семь лет подряд Пугачёва входит в первую четвёрку «Рейтинга знаменитостей Forbes» (наивысшая позиция — 2-е место, самая низкая — 4-е). Так, в 2011 году Пугачёва находилась на 3 строчке, уступая Стасу Михайлову и Марии Шараповой, при этом по доходам у неё 8-я позиция, по упоминаниям в бумажной прессе — 1-я, по запросам в «Яндексе» — 4-я.
  • По данным журнала «Forbes», в 2011 году Пугачёва заработала 4,8 млн долларов.
  • В рейтинге «100 самых влиятельных женщин России» журнала Огонёк, опубликованном в марте 2014 года, заняла 6-е место.