Andre Jolivet — PianoKafe.com
французский композитор

Andre Jolivet


Оценить
Андре́ Жоливе́ (фр. André Jolivet; 8 августа 1905, Париж - 20 декабря 1974, там же) - французский композитор.

Биография

Жоливе родился в семье отца-художника и матери-пианистки. Родители готовили его к карьере учителя, но уже в детстве он проявил заметный музыкальный талант. С четырнадцати лет Жоливе начал обучаться игре на виолончели, вскоре появились и его первые сочинения. В 1920 он был принят в хор одного из парижских соборов, где местный капельмейстер взялся обучать его гармонии и исполнении на органе. Вскоре Жоливе оставил школу и в течение ближайших лет подрабатывал на разных должностях. С 1928 он изучал контрапункт, гармонию и классические музыкальные формы под руководством Поля Ле Флема, познакомившего его с полифоническим письмом XV—XVI веков.

Примерно в это же время Жоливе знакомится с сочинениями, написанными в атональной технике: в 1927 он присутствует на концерте в зале Плейель, где исполняются работы Арнольда Шёнберга (среди исполнителей был пианист Эдуард Штейерманн), а два года спустя — на премьере сочинения Эдгара Вареза «Америки». Масштабные звуковые массы и широкое использование ударных инструментов произвели на молодого музыканта большое впечатление, и через некоторое время Ле Флем познакомил его с Варезом, который начал частным образом обучать Жоливе композиции. Влияние Вареза заметно в работах Жоливе этого периода с экспериментами в области оркестровки, акустики и атональности.

В 1933 Варез вернулся в США, оставив своему ученику на память шесть фигурок, которые стали для Жоливе своеобразными талисманами. Через два года он пишет сюиту «Мана» для фортепиано в шести частях, каждая из которых названа в честь одной из этих фигурок. В творчестве композитора начинается так называемый «волшебный» период, среди наиболее заметных работ которого — «Пять заклинаний» для флейты соло и Пять ритуальных танцев для оркестра. В это время Жоливе вдохновлялся традициями и культурой Африки и Восточной Азии.

Ещё в 1931 году на сочинения Жоливе обратил внимание молодой Оливье Мессиан, способствовавший исполнению некоторых из них на концертах Национального музыкального общества. В творческих взглядах двух композиторов было много общего, оба интересовались экзотическими культурами и стремились расширить эмоциональные границы музыки. В 1935 Жоливе, Мессиан и Даниэль-Лесюр создают авангардное музыкальное общество «Спираль» (La spirale), через год к ним присоединяется Ив Бодрие, в результате чего формируется группа «Молодая Франция» (La jeune France). Молодые композиторы отвергли главенствовавшие в то время в европейской музыке творческие и философские принципы Стравинского, Сати, «Шестёрки», эксперименты чешских и немецких композиторов, избрав собственный путь. Первый концерт из их сочинений, состоявшийся 3 июня 1936 года под управлением Роже Дезормьера, принёс «Молодой Франции» широкую известность. Деятельность группы была прервана началом Второй мировой войны: Мессиан попал в плен, а Жоливе призвали на службу. Военные впечатления сподвигли композитора на создание в 1940 году «Мессы на день мира» и «Трёх жалоб солдата».

Во время войны Жоливе не прекращал сочинять, однако его стиль претерпел значительные изменения. Отказавшись от атональности в пользу лиризма и ясности изложения, композитор также некоторое время продолжал «магическую» линию творчества («Песнь Линоса» для флейты и фортепиано, 1944). Около 1945 Жоливе пришёл к компромиссу между двумя этими направлениями.

В 1945—1946 Жоливе написал несколько критических статей. Дебютом стала статья в журнале «Чёрное и белое» (Noir et Blanc) под названием «Достаточно Стравинского» (Assez de Stravinsky), в которой он объявил, что творчество этого композитора не оказало на французскую музыку никакого влияния. Статья вызвала большой интерес у музыкальной общественности, в защиту Стравинского выступил Франсис Пуленк, откликнувшийся в газете «Фигаро» статьёй «Да здравствует Стравинский» (Vive Stravinsky).

С 1945 по 1959 Жоливе занимал пост музыкального руководителя театра «Комеди Франсез» и написал музыку к ряду театральных постановок. Композитор также работал на радио, сочинял музыку к кинофильмам, много путешествовал. Под впечатлением от поездок в страны Среднего Востока, Восточной Азии и Африки Жоливе вновь обратился к экзотическому музыкальному материалу, задействованному им в Фортепианном концерте (1949—1950), Первой симфонии (1953) и некоторых других сочинениях. Жоливе также интересовался французской культурой: среди его произведений 1950-х — 1960-х годов — оратория «Правда о Жанне д’Арк» (1956), «Чудесные влюблённые» для оркестра (1961) по мотивам сочинений Мольера и Люлли. В последнем произведении оригинально сочетаются барочные формы и жанры с современными приёмами оркестровки. В 1959 Жоливе основал в Экс-ан-Провансе Французский центр музыкального гуманизма, с 1961 преподавал композицию в Парижской консерватории. В последние годы жизни композитор планировал написать оперу «Неизвестный солдат», однако замысел остался неосуществлённым.

Дочь Андре Жоливе Кристин была замужем за скрипачом Деви Эрлихом.

Основные произведения

Музыкальный театр
«Красавица и чудовище», балет (1938, совместно с Лезюром)
«Четыре правды», балет (1941)
«Долорес, или Чудо женщины», опера-буфф (1942)
«Петрушка и Пандора», балет (1943)
«Неизвестная», балет (1943)
«Ариадна», балет (1964)
«Богомиль, или Потерянный лейтенант» («Неизвестный солдат»), опера (1974, не окончена)

Вокально-оркестровые сочинения
«Страшный суд», кантата для голосов, хора и оркестра (1941);
«Правда о Жанне», оратория для шести голосов, чтеца, хора и оркестра (1956)
Месса «Uxor tua» для пяти голосов и камерного ансамбля (1962);
Мадригал для четырёх голосов и струнных (1963)
«Сердце и материя», кантата для пяти голосов, хора и оркестра (1965)

Оркестровые сочинения
Три симфонии для большого оркестра (1953, 1959, 1964), «Танцевальная симфония» (1940), симфония для струнных (1961)
Концерты с оркестром: для волн Мартено (1947), для флейты (1949, со струнными), для фортепиано (1949—1950), для арфы (1952, с камерным оркестром), для фагота, арфы и фортепиано (1954, со струнными) для трубы (1954), для ударных (1958), для виолончели (№ 1 — 1962, № 2 — 1966), для скрипки (1972); Концертино для трубы и фортепиано (1948, со струнными)
Анданте для струнных (1935), «Танец-заклинание» (1936), «Космогония» (1938), Пять ритуальных танцев (1939), «Психея» (1946), «Заокеанская сюита» (1955), Три интерлюдии из оратории «Правда о Жанне» (1956), «Французская сюита» (1957), Адажио для струнных (1960), «Чудесные влюблённые» (1961)

Камерные сочинения
Струнные инструменты: Сюита для струнного трио (1930), Граве и жига для скрипки и фортепиано (1930), «Колыбельная ария» для скрипки и фортепиано (1930), Сюита для альта и фортепиано (1931), Соната для скрипки и фортепиано (1932), «Вечерняя серенада» для скрипки и фортепиано (1932), Струнный квартет (1934), Ноктюрн для виолончели и фортепиано (1943), Серенада для двух гитар (1956), «Стрела времени» для двенадцати струнных (1973), «Инь-Ян» для одиннадцати струнных (1973)
Духовые инструменты: «Песнь Линоса» для флейты и фортепиано (1944), Серенада для гобоя и фортепиано (1945), «Бравурная ария» для трубы или корнета и фортепиано (1952), «Песня оринокских лодочников» для гобоя и фортепиано (1953), Фантазия-экспромт для альтового саксофона и фортепиано (1953), Фантазия-каприс для флейты и фортепиано (1953), «Размышление» для кларнета и фортепиано (1954), «Cabrioles» для флейты и фортепиано (1953), Соната для флейты и фортепиано (1958), Сонатина для флейты и кларнета (1961), Сонатина для гобоя и фагота (1963)
Смешанные составы: Маленькая сюита для фортепианного квинтета, контрабаса и ударных (1947), «Рапсодия для семерых» для кларнета, фагота, корнета, тромбона, ударных, скрипки и контрабаса (1957), Двенадцать инвенций для духового и струнного квинтетов, трубы и тромбона (1966), «В сельском духе» для флейты и арфы (1963), Концертная сюита для флейты и ударных (1965), «Противоречие» для гобоя и арфы (1968), Барочное ариозо для трубы и органа (1968), «Церемониал», посвящение Эдгару Варезу для шести ударных (1968), «Гептада» для трубы и шести ударных (1971), «Пипобек» для блокфлейты и ансамбля ударных (1972), Три поэмы для волн Мартено и фортепиано (1935), Увертюра в форме рондо для четырёх волн Мартено, двух фортепиано и ударных (1938), Маленькая сюита для флейты, альта и арфы (1941), Дельфийская сюита для двенадцати инструментов (1943), «Рождественская пастораль» для флейты, фагота и арфы (1943)

Сочинения для инструментов соло без сопровождения
«Апокалиптическая прелюдия» для органа (1935), «Пять заклинаний» для флейты (1936), Пять интерлюдий для органа (1947), «Гимн Вселенной» для органа (1961—1962), Два концертных этюда для гитары (1963), Сюита-рапсодия для скрипки (1965), Концертная сюита для виолончели (1965), Прелюдия для арфы (1965), Пять эклог для альта (1967), «Аскезы», пять пьес для флейты (или альтовой флейты или кларнета; 1967), «Мандала» для органа (1969), «Памяти Робера де Визе» для гитары (1972)

Сочинения для фортепиано
Две сонаты (1945, 1957)
«Варварский романс» (1920); Сарабанда на имя Эрика Сати (1925); Танго (1927); «Два движения» (1930); «Три времени» (1930); Шесть этюдов (1931); «Танцы для Зизу» (1934); «Сида Яхия» (1934); Танго «Алжир» (1934); «Старый верблюд» (1935); «Мадия» (1935); «Фом Бом Бо» (1935); «Мана», шесть пьес (1935); Этюд в античных ладах (1944); Румынский танец (1948); «Наивные песни», шесть пьес (1951); «Колыбельная в гамаке» (1951)
Хорал и фугато для фортепиано в четыре руки (1932), «Танец змеи Хопи» для двух фортепиано (1948), «Патчинко» для двух фортепиано (1970)

Камерно-вокальные сочинения
Литургическая сюита, для голоса и квартета инструментов (1942)
Песни и романсы для голоса и фортепиано, для голоса и камерных ансамблей на стихи французских поэтов

Прочее
Музыка к театральным спектаклям (более 20) по пьесам Лопе де Вега, Мольера, Мюссе, Клоделя и других авторов
Музыка к художественным и документальным фильмам (в том числе в соавторстве с Онеггером и Лезюром)