Антон Веберн — PianoKafe.com
австрийский композитор

Антон Веберн


Оценить
Антон Ве́берн, также Антон фон Ве́берн (нем. Anton Webern, нем. Anton von Webern; 3 декабря 1883, Вена - 15 сентября 1945, Миттерзилль, Австрия) - австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы.

Биография

Отец - Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать - Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 года стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902—1906 годах учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера. В 1904-1908 годах занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.

С 1908 года Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928—1938 годах — дирижёр Австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.

Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».

Творчество

Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга (сам Веберн считал, что Шёнберг — голова, а он и Берг — крылья Шёнберга) Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.

Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.

Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.

Сочинения

с обозначением опуса
Op. 1 - Пассакалия для оркестра (1908);
Op. 2 - Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten Kähnen) для смешанного хора на стихи Стефана Георге из «Седьмого кольца» (1908);
Op. 3 - Пять песен для голоса и фортепиано на стихи Стефана Георге (1908-1909, также ред. 1920);
  1. «Dies ist ein Lied» / «Эта песня только для тебя»;
  2. «Im Windesweben» / «В дуновении ветра»;
  3. «An Bachesrand» / «На берегу ручья»;
  4. «Im Morgentaun» / «По утренней росе»;
  5. «Kahl Reckt der Baum» / «Нагое дерево»;
Op. 4 - Пять песен для голоса и фортепиано на стихи Стефана Георге (1908-1909);
  1. Eingang («Welt der Gestalten») / «Вход»;
  2. «Noch zwingt mich Treue» / «Ещё заставляет меня верность»;
  3. «Ja, Heil und Dank dir» / «Хвала и благодарность тебе»;
  4. «So ich traurig bin» / «Я так печален»;
  5. «Ihr tratet zu dem Herde» / «Вы подошли к очагу»;
Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля (кларнет, бас-кларнет, валторна, труба, челеста, арфа, скрипка, альт и виолончель) на стихи Райнера Марии Рильке) (1910, ред. 1921 и 1925);
  1. «Du, der ich’s nicht sage» / «Ты, от которой я всегда скрываю»;
  2. «Du machst mich allein» / «С тобой я одна»;
Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
Op. 10 - Пять пьес для оркестра (1911);
Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
  1. «Der Tag ist vergangen» / День прошёл (1915);
  2. «Die geheimnisvolle Flöte» («An einem Abend») / «Таинственная флейта» на стихи Ли Бо в переводе Х. Бетге (1917);
  3. «Schien mir’s, als ich sah die Sonne» / «Казалось мне, когда я видел солнце» на стихи А. Стриндберга из пьесы «Соната призраков» (1915);
  4. «Gleich und gleich» («Ein Blumenglöckchen») / «Друг для друга» на стихи И. В. Гёте (1917);
Op. 13 - Четыре песни для голоса и оркестра (1914-18);
  1. «Wiese im Park» («Wie wird mir zeitlos») / «Лужайка в парке» на слова Карла Крауса (1917);
  2. «Die Einsame» («An dunkelblauem Himmel») / «Одинокая» на стихи Ван Сен-ю из «Китайской флейты» Х. Бетге (1914);
  3. «In der Fremde» («In Fremdem Lande») / «На чужбине» на стихи Георга Тракля на стихи Ли Тай-бо из «Китайской флейты» Х. Бетге (1917);
  4. «Ein Winterabend» («Wenn der Schnee») / «Зимний вечер» (1918);
Op. 14 - Шесть песен на стихи Георга Тракля (1917-21);
  1. «Die Sonne» / «Солнце»;
  2. «Abendland I» / «Вечерний пейзаж I»;
  3. «Abendland II» / «Вечерний пейзаж II»;
  4. «Abendland III» / «Вечерний пейзаж III»;
  5. «Nachts» / «Ночью»;
  6. «Gesang einer gefangnen Amsel» / «Пение пойманного дрозда»;
Op. 15 - Пять духовных песен для голоса, флейты, кларнета (также бас-кларнета), трубы, арфы и скрипки (также альта, 1917-22);
  1. «Das Kreuz, das musst' er tragen» / Крест (1921)
  2. Morgenlied «steht auf, ihr lieber Kinderlein» / Утренняя песня (1922);
  3. «In Gottes Namen aufstehen» / «С божьим именем вставать» (1921);
  4. «Mein Weg geht jetzt vorüber» / «Мой путь» (1922);
  5. «Fahr hin, O Seel'» / «Иди, о душа» на стихи П. Розеггера (1917);
Op. 16 - Пять канонов для высокого сопрано, кларнета и бас-кларнета на латинские тексты (1923-1924);
  1. «Christus factus est» (1924);
  2. «Dormi Jesu» (1923);
  3. «Crux fidelis» (1923);
  4. «Asperges me» (1923);
  5. «Crucem tuam adoramus» (1924);
Op. 17 - Три народных текста для голоса, скрипки (также альта), кларнета и бас-кларнета (1924-1925);
  1. «Armer Sünder, du» / «Бедный грешник» на стихи П. Розеггера (1924);
  2. «Liebste Jungfrau» / «Святая дева» (1925);
  3. «Heiland, unsere Missetaten» / «Спаситель» (1925);
Op. 18 - Три песни для голоса, кларнета in Es и гитары (1925);
  1. «Schatzerl klein» / «Золотко» на стихи П. Розеггера;
  2. Erlösung «Mein Kind, Sieh an» / «Спасение» на слова из «Волшебного рога мальчика»;
  3. «Ave, Regina Coelorum» на слова марианского антифона;
Op. 19 - Две песни для смешанного хора с инструментальным сопровождением (скрипка, кларнет, бас-кларнет, гитара и челеста) (1925-1926) на стихи И. В. Гёте из «Китайско-немецких времён дня и года» (1926);
  1. «Weiß wie Lilien» / «Лилии свечей белеют»;
  2. «Ziehn die Schafe» / «На лугу пасётся стадо»;
Op. 20 - Струнное трио в двух частях (1926-1927);
Op. 21 - Симфония в двух частях для кларнета, бас-кларнета, двух валторн, арфы и струнных (1927-1928);
Op. 22 - Квартет в двух частях для скрипки, кларнета, тенора-саксофона и фортепиано (1928-1930);
Op. 23 - Три песни для голоса и фортепиано из «Непроходимого пути» («Viae inviae») Х. Йоне (1934);
  1. «Das Dunkle Herz») / «Тёмное сердце» (1934);
  2. «Es stürzt aus Höhen Frische» / «Устремляется с высот» (1933);
  3. «Herr Jesus mein» / «Господь Иисус мой» (1933);
Op. 24 - Концерт для 9 инструментов (флейты, гобоя, кларнета, валторны, трубы, тромбона, скрипки, альта и фортепиано, 1931—1934);
Op. 25 - Три песни на стихи Х.Йоне для голоса и фортепиано (1934);
  1. «Wie bin ich froh!» / «Как я рад!»;
  2. «Des Herzens Purpurvogel» / «Пурпурная птица сердца»;
  3. «Sterne, Ihr silbernen Bienen» / «Звёзды»;
Op. 26 - Свет глаз (Das Augenlicht; другой перевод названия: "Зрение") для смешанного хора и оркестра на слова Х.Йоне (1935);
Op. 27 - Вариации для фортепиано в трёх частях (1935-1936);
Op. 28 - Струнный квартет в трёх частях (1936-1938);
Op. 29 - Первая кантата для сопрано, смешанного хора и оркестра на слова Х. Йоне (1938-1939);
  1. «Zündender Lichtblitz» / «Зажигающая молния жизни»;
  2. «Kleiner Flügel» / «Маленькое крылышко»;
  3. «Tönen die Seligen Saiten Apolls» / «Звучат блаженные струны Аполлона»;
Op. 30 - Вариации для оркестра (1940);
Op. 31 - Вторая кантата для сопрано, баса, смешанного хора и оркестра на слова Х.Йоне (1941-1943);
  1. «Schweigt auch die Welt» / «Мир молчит»;
  2. «Sehr tiefverhalten» / «Глубоко скрытая внутренняя жизнь»;
  3. «Schöpfen aus Brunnen» / «Черпать из фонтанов неба»;
  4. «Lichteste Bürden» / «Легчайшие ноши деревьев»;
  5. «Freundselig ist das Wort» / «Приветливое слово»;
  6. «Gelockert aus dem Schoße» / «Освобождённый из лона».
без обозначения опуса
  • Две пьесы для виолончели и фортепиано (1899)
    1. Langsam G-dur;
    2. Langsam F-dur
  • В летнем ветре / На летнем ветру (Im Sommerwind). Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле (1904)
  • Медленная часть (Langsamer Satz) для струнного квартета (1905)
  • Струнный квартет (1905)
  • Часть (Satz) для фортепиано (1906)
  • Сонатная часть (рондо) (Sonatensatz - Rondo) для фортепиано (1906)
  • Рондо для струнного квартета (1906)
  • Фортепианный квинтет (1907)
  • Пьесы для оркестра (1913)
    1. Bewegt
    2. Langsam (Sostenuto)
    3. Sehr Bewegte Viertel
    4. Langsame Viertel
    5. Alla breve
обработки и переложения
  • Арнольд Шёнберг: прелюдия и интерлюдии из "Песен Гурре" для 2-х фортепиано в 8 рук (1909-1910; не опубл.); шесть песен (ор. 8) для голоса и фортепиано (1910); пять пьес для оркестра (ор. 16) для 2-х фортепиано в 4 руки (1912); "Камерная симфония" для флейты (либо скрипки), кларнета (либо альта), фортепиано, скрипки и виолончели (1922-1923)
  • Франц Шуберт: романс из музыки к драме "Розамунда", песни "Скиталец" и "Ты - мой покой" для голоса с оркестром (1903; не опубл.); "Немецкие танцы" для оркестра (1931)
  • И. С. Бах: шестиголосный ричеркар (из "Музыкального приношения") для оркестра (1934-1935)