Bill Evans — PianoKafe.com
американский пианист

Bill Evans


Оценить
Билл Эванс (Bill Evans, полное имя: William John Evans; 16 августа 1929, Плейнфилд, Нью-Джерси — 15 сентября 1980, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) — американский джазовый пианист и композитор.

Билл Эванс — один из наиболее значимых джазовых пианистов XX века. Его утончённые аккордовые построения настолько изощрённы и индивидуальны, что их заимствование доступно лишь немногим пианистам. Очень популярный даже среди неджазовой аудитории своими тонкими интерпретациями баллад, Эванс в минуты вдохновения мог импровизировать и свинговать как никто другой[источник не указан 529 дней].

Эванс оказал значительное влияние на развитие фортепианного трио и камерного джаза и внёс уникальный[источник не указан 529 дней] творческий вклад — тонкие, изобретательные сольные импровизации, а также музыкальный импрессионизм и полифонию, окрашенные лирическими и даже романтическими тонами. Ритмическая свобода и редкое изящество импровизаций в любом темпе и размере — вот отличительные качества стиля, который создал Билл Эванс.

Как пишет пианист Чик Кориа: «Ценность Билла Эванса невозможно измерить ни по одной шкале. Он один из величайших, повторюсь, величайших, пианистов XX столетия…»

Биография

Семья
Билл Эванс был младшим из трёх братьев, его мать была русинкой, родившейся в семье шахтеров, отец имел валлийское происхождение. Со стороны матери Билла Эванса семья иммигрировала в США с Украины; часть своего детства она провела в детском доме, затем жила в Мэйфилд (штат Пенсильвания). Мария Сорока (12 февраля 1896 — 5 апреля 1977) мать Билла, была глубоко верующей православной христианкой и пела в церкви, в хоре а капелла, а также играла дома на пианино и учила музыке детей. Отец, Харри Леон Эванс (англ. Harry Leon Evans, 16 июля 1891 — январь 1966), происходил из Филадельфии, был протестантом и работал управляющим поля для гольфа.

Образование
Не по годам развитый и чувствительный ребенок, Эванс ещё в детстве проявлял большие способности в музыке. В шестилетнем возрасте он играл на скрипке и позже освоил флейту. В 1936 году он стал заниматься музыкой в церковном хоре и открыл для себя фортепиано и решил посвятить ему большую часть времени, впрочем, не пренебрегая занятиями литературой, к которой он также определенно имел влечение. Эванс учился классической игре на фортепиано и успешно играл концерты Рахманинова и Бетховена, но ему все больше нравился джаз. Он слушал Дюка Эллингтона, Джорджа Ширинга и, больше всего, Ленни Тристано. Он забавлял себя тем, что использовал фразировки из джаза при исполнении классических произведений и наоборот — классические каденции в джазовых импровизациях. Его любимыми классическими композиторами были Равель, Дебюсси и Шопен. На выпускном экзамене по фортепиано Билл Эванс исполнил Третий Концерт Бетховена для фортепиано с оркестром. Будучи весьма культурно образован, он изучал эстетику и философию, в частности восточную философию дзен. Его первым музыкальным экспериментом была игра в составе группы с братьями и мультиинструменталистом Доном Эллиотом.

Карьера и жизнь
В 1950 году по окончании музыкального факультета Юго-Восточного университета (англ.)русск. штата Луизиана (в г. Хаммонд) Эванс получил диплом концертного (академического) пианиста и преподавателя фортепиано. Свою джазовую профессиональную карьеру он начал с гитаристом Манделом Лоу и контрабасистом Редом Митчелом. После призыва в армию играл в военном оркестре Херби Филдса. Служба в армии оказалась очень неудачным жизненным опытом и наложила тяжелый отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Ему очень тяжело давалась дисциплина, а армейская пища оказала плохое воздействие на его желудок. Он имел слабое физическое здоровье. Насмешки и приставания приводили его в состояние депрессии. Возможно, это послужило причиной многих проблем в его последующей жизни. И это также определённо послужило развитию болезненной язвы желудка и тяги к наркотикам, что впоследствии привело его к ранней смерти.

После окончания службы в армии Эванс впервые появился на нью-йоркской сцене, играя с кларнетистом Тони Скоттом в 1956 году, и в этом же году он записал свой первый альбом New Jazz Conceptions в составе трио. Тони Скотт был первым музыкантом, который пришёл в восторг от таланта Эванса. Он пригласил его в свою группу и впервые представил широкой публике.

Успех у Майлза Дэвиса
После работы с Джорджем Расселом и записи с Чарли Мингусом в 1958 Эванс играл в Секстете Майлза Дэвиса вместе с Джоном Колтрейном и Кэннонболлом Эддерли. В это время Эванс играл с лучшими музыкантами, но испытывал постоянное давление. Многие чёрные музыканты были недовольны тем, что белый пианист играет и зарабатывает, в то время как чёрные музыканты без работы. Сам Дэвис на это ответил, что, по его мнению, Эванс был просто лучшим пианистом.

Но с Дэвисом Эванс играл недолго, он участвовал в нескольких концертах и записях конца 50-х (например, альбом «1958 Miles» и получивший огромную известность «Kind of Blue»). Тем не менее, за время работы с Дэвисом он получил сильный импульс к созданию будущего шедевра «Blue in Green», стоящего в одном ряду с его наиболее известной композицией «Waltz for Debby». Чуть ранее, до участия в ансамбле Майлза Дэвиса, Билл Эванс впервые попробовал наркотики и не смог остановиться.

Создание трио
Билл Эванс участвовал в становлении и развитии жанра джазового трио. Одновременно с такими звездами джаза, как Оскар Питерсон (Канада) и Джордж Ширинг (Англия), Билл Эванс — один из создателей современного камерного джазового жанра — «piano trio». Благодаря активной концертной работе Эванса в 50-х, 60-х и 70-х годах и успехам многочисленных студийных и концертных альбомов Эванса окончательно сформировался жанр современного фортепианного трио а также оформился и стиль игры ведущего пианиста-импровизатора и солирующих наравне с ним контрабасиста и барабанщика. Трио Билла Эванса является общепризнанным мировым стандартом.

К 1959 году Билл Эванс возглавлял своё собственное трио с контрабасистом Скоттом ЛаФаро и ударником Полом Моушеном. Музыканты настолько чувствовали друг друга, что их совместная игра была почти телепатической. В июне 1961 года, вскоре после их интенсивных записей в нью йоркском клубе Village Vanguard, ЛаФаро трагически погиб в автомобильной катастрофе. Это был тяжелейший удар для Эванса и он на весь оставшийся год ушёл в изоляцию.

В 1962 Эванс вновь появился на джазовой сцене с новым басистом Чаком Израэлсом и барабанщиком Ларри Банкером — этот состав трио Билла Эванса стал всемирно знаменитым посла триумфальных концертов на нескольких международных фестивалях а запись Эванса на фестивале в Монтрё (Швейцария) получила премию Грэмми за лучшее исполнение импровизаций в джазовом ансамбле.

Редкие по красоте звучания альбомы Эванс записал в дуэте с гитаристом Джимом Холлом. Эти альбомы вошли в историю как пример тихой джазовой музыки с особо утонченными импровизациями и изощрённой гармонией. Гитара и рояль в этих дуэтах ведут тихий и тонкий диалог — пианист задаёт тему беседы, а гитарист отвечает глубокими и законченными фразами. Сотрудничество Эванса и Холла стало ярчайшим примером для подражания и вызвало волну последователей, одним из последних примеров стал альбом Пэта Мэтини и Брэда Мелдау в духе Эванса — Холла.

В последующие годы Эванс продолжал выступления и записи с различными трио, включающими в разное время басистов Чака Израэлса (1962-65), Гари Пикока (1963), Эдди Гомеса (1966-77), Марка Джонсона (1978-80) и барабанщиков Моушена (1959-62), Ларри Банкера (1963-65), Филли Джо Джонса (1967), Джека ДеДжонетта (1968), Марти Морелла (1969-75), Элиота Зигмунда (1975-78) и Джо ЛаБарбера (1979-80).

Сольные альбомы
После успеха в жанре трио Эванс стал экспериментировать в студии и в 1963 и 1966 годах записал два сольных альбома используя возможности студийной аппаратуры для многократного наложения собственных записей на рояле и других инструментах — так появились его первые опыты в жанре Человек — Оркестр.

В 1968 году Билл Эванс уединился в студии с роялем Стейнвей и создал один из лучших своих альбомов — «Alone»- Один. В этом наполненном утонченной изящной лирикой произведении Эванс изобретательно использовал мелодии самых известных песен из репертуара Барбары Страйзанд, Тони Беннетта и других звезд, но в импровизациях Эванса известные мелодии зазвучали настолько необычно и красочно, что альбом стал платиновым и был лидером продаж и в том же году получил награду Грэмми. В 1975 м году Эванс повторил сольный эксперимент — он снова уединился в студии с роялем Стейнвей и создал альбом «Alone again»- Опять один.

Дуэты
Вместе с эстрадным певцом Тони Беннеттом Эванс в 1970-х гг. записал два альбома популярных песен из кинофильмов. Дуэт Беннетта и Эванса просуществовал несколько лет и имел большой успех, не уступая в конкуренции в то время, когда уже ушли Битлз и на смену пришли другие музыкальные стили. Беннетт и Эванс создали интимное камерное звучание и мастерски использовали популярные песни и кинохиты как для продвижения собственной карьеры, так и для обогащения известных песен своими аранжировками.

В поздний период творчестве Эванс работал также в дуэте с бельгийским джазовым музыкантом Тутсом Тилемансом, в котором Тилеманс играл на губной гармонике, а Эванс — на электропиано (см. Родес-пиано). Результатом совместной работы стал экспериментальный альбом Эванса «Affinity», выпущенный фирмой Warner Bros. в 1979 году.

Болезнь и смерть
В 1980 году Эванс поехал в своё последнее европейское турне вместе с контрабасистом Марком Джонсоном и барабанщиком Джо ЛаБарбера. 15 сентября, спустя год после выхода альбома «I Will Say Goodbye», Билл сказал миру своё последнее «Goodbye», оставив невосполнимую утрату в сердцах тех, кто любил его музыку. Он умер в Госпитале Маунт Синай в Нью-Йорке, вследствие гепатита и внутреннего кровоизлияния, вызванного его застарелой язвой желудка.

Влияние на музыку и современную культуру
Билл Эванс остается одним из самых влиятельных и цитируемых пианистов в стиле джаза и популярной музыки, а его имя также является одним из самых часто упоминаемых среди пианистов-импровизаторов. Его творческое новаторство — в создании новых концепций гармонии и ритма а также умение соединить несколько разных стилей воедино и органично использовать элементы джаза и классики вместе с этническими и мультикультурными интонациями.

Билл Эванс — один из первых пианистов, кто сольно экспериментировал с многоканальной звукозаписью в духе студийных экспериментов Штокхаузена, Эванс во многом опередил и предвосхитил похожие студийные работы Джона Леннона и Битлз. Эти эксперименты Эванса привели его к созданию сольных альбомов Разговоры с самим собой (Conversations with Myself) 1963 года и Дальнейшие разговоры с самим собой (Further Conversations with Myself) 1966 года, на которых он играет дуэтом с собой при помощи наложения и на которых учились несколько поколений музыкантов.

Эванс — один из создателей современного джазового стиля — «piano trio».

Эванс — импровизатор и мелодист признанный как классическими музыкантами, так и популярными звездами — его записи называют среди любимых такие исполнители, как классический пианист Жан Ив Тибоде и популярный певец и композитор Стинг. Эванса считают своим учителем признанные мастера-пианисты Чик Кориа, Херби Хэнкок, Адам Макович, Дэнни Цейтлин, Лайл Мэйс и Кит Джарретт, а также гитаристы Джон Маклафлин и Пэт Мэтини

Использование стиля и приемов игры Эванса продолжают такие музыканты как Билл Шарлап, Брэд Мелдау и многие другие.

Эвансу и его музыкальному стилю посвятили свои сочинения сольные альбомы и концерты Майлз Дэвис, Махавишну, записавший гитарные вариации в стиле фортепианных импровизаций Эванса, Пэт Мэтини и многие другие, а в 2003-м году классический пианист Жан Ив Тибоде записал альбом пьес Билла Эванса, исполненных в кросс-жанре классики и джаза.

Билл Эванс был тридцать один раз номинирован на премию Грэмми и получил её семь раз.

Билл Эванс внесён навечно в джазовый пантеон славы.

В 1994 году Билл Эванс получил ещё одну награду Грэмми в признание его вклада в мировую музыкальную культуру — посмертно.

Дискография (альбомы)

  • 1956 New Jazz Conceptions / Original Jazz
  • 1958 Everybody Digs Bill Evans / Original Jazz
  • 1959 On Green Dolphin Street / Milestone
  • 1959 Portrait in Jazz / Original Jazz
  • 1961 Nirvana / Atlantic
  • 1961 Sunday at the Village Vanguard (live) / Original Jazz
  • 1961 Explorations / Original Jazz
  • 1961 More from the Vanguard / Milestone
  • 1961 Waltz for Debby / Original Jazz
  • 1962 Undercurrent / Blue Note Records
  • 1962 Empathy / Verve
  • 1962 How My Heart Sings! / Original Jazz
  • 1962 Moonbeams / Original Jazz
  • 1963 V.I.P.S Theme Plus Others / MGM
  • 1963 Bill Evans Trio at Shelly’s Manne-Hole / Original Jazz
  • 1963 Conversations with Myself / Verve
  • 1963 The Solo Sessions, Vol. 1 / Milestone
  • 1963 The Solo Sessions, Vol. 2 / Milestone
  • 1963 Time Remembered / Milestone
  • 1963 Trio '64 / Verve
  • 1964 Trio Live / Verve
  • 1965 Bill Evans Trio with Symphony Orchestra / Verve
  • 1965 Trio '65 / Verve
  • 1966 A Simple Matter of Conviction / Verve
  • 1966 Bill Evans at Town Hall / Verve
  • 1966 Intermodulation / Verve
  • 1967 California, Here I Come / Verve
  • 1967 Further Conversations with Myself / Verve
  • 1968 Bill Evans at the Montreux Jazz Festival (live) / Verve
  • 1968 Bill Evans Alone / Verve
  • 1969 What’s New / Verve
  • 1969 Alone / Verve
  • 1970 Montreaux, Vol. 2 / CTI
  • 1970 From Left to Right / MGM
  • 1971 Bill Evans Album / Columbia
  • 1972 Living Time / Columbia
  • 1973 The Tokyo Concert (live) / Original Jazz
  • 1973 From the Seventies / Fantasy
  • 1974 Symbiosis / Verve
  • 1974 Intuition / Original Jazz
  • 1974 Re: Person I Knew / Original Jazz
  • 1974 Since We Met / Original Jazz
  • 1975 Alone (Again) / Fantasy
  • 1975 Eloquence / Fantasy
  • 1975 Montreaux, Vol. 3 (live) / Original Jazz
  • 1975 The Tony Bennett/Bill Evans Album / Original Jazz
  • 1976 Quintessence / Original Jazz
  • 1977 Cross-Currents / Original Jazz
  • 1977 You Must Believe in Spring / Warner Bros.
  • 1978 New Conversations / Warner Bros.
  • 1979 Paris Concert, Edition Two (live) / Elektra
  • 1979 I Will Say Goodbye / Original Jazz
  • 1979 Paris Concert, Edition One (live) / Elektra
  • 1979 We Will Meet Again / Warner Bros.
  • 1979 Affinity / Warner Bros. (совместно с Т. Тилемансом)


Дискография (сборники, компликации)

  • 1956 Conception / Milestone
  • 1956 The Complete Riverside Recordings (1956-63)… / Riversidex
  • 1956 Jazz Showcase / Original Jazz
  • 1958 Peace Piece and Other Pieces / Milestone
  • 1959 Spring Leaves / Milestone
  • 1960 The 1960 Birdland Sessions (live) / Cool N' Blue
  • 1961 The Bill Evans Trio at the Village Vanguard (live) / Riverside Records
  • 1961 Village Vanguard Sessions (live) / Milestone
  • 1961 At the Village Vanguard (live) / Fantasy
  • 1962 Compact Jazz: Bill Evans / Verve
  • 1962 Empathy/A Simple Matter of Conviction / Verve
  • 1962 Interplay Sessions / Original Jazz
  • 1964 The Best of Bill Evans Live on Verve / Verve
  • 1965 Time to Remember (Live in Europe 1965—1972) / Natasha
  • 1965 Hollywood, California
  • 1965 Paris (1965) / Royal Jazz
  • 1966 The Best of Bill Evans / Verve
  • 1966 The Secret Sessions (live) / Milestonex
  • 1969 Jazzhouse / Milestone
  • 1969 You’re Gonna Hear from / MeMilestone
  • 1972 Live in Paris, Vol. 1 / France’s Conce
  • 1972 Live in Paris, Vol. 2 / France’s Conce
  • 1972 Live in Paris, Vol. 3 / France’s Conce
  • 1972 Yesterday I Heard the Rain / Bandstand
  • 1973 The Complete Fantasy Recordings / Fantasyx
  • 1974 But Beautiful (live) / Milestone
  • 1974 The Canadian Concert of Bill Evans (live) / Can-Am
  • 1974 Blue in Green (live) / Milestone
  • 1975 Live in Switzerland (1975) / Jazz Helvet
  • 1975 With Monica Zetterlund (live) / West Wind
  • 1976 Trio / Verve
  • 1976 Together Again Nelson
  • 1977 Second Trio / Milestone
  • 1979 Live in Buenos Aires, 1979 / West Wind
  • 1979 Live in Buenos Aires, Vol. 2 / Jazz Lab
  • 1979 Live at the Balboa Jazz Club, Vol. 1 / Jazz Lab
  • 1979 Live at the Balboa Jazz Club, Vol. 2 / Jazz Lab
  • 1980 Consecration, Vol. 1 / Timeless
  • 1980 Consecration, Vol. 2 / Timeless
  • 1980 The Brilliant (live) / Timeless
  • 1980 Turn Out the Stars: Final Village Vanguard… / Warner Brotherx
  • 1980 Letter to Evan (live) / Dreyfus
  • 1980 Turn Out the Stars (live) / Dreyfus
  • 1990 Altanta All Star Quartet Plays Bill Evans (live) / Antelope
  • 1992 Tribute / Avion
  • 1992 Loose Blues / Milestone
  • 1993 Jazz 'Round Midnight / Verve
  • 1994 Live in Tokyo / Tristar
  • 1994 Verve Jazz Masters 5: Bill Evans / Verve
  • 1995 The Best of Verve / Verve
  • 1996 His Last Concert in Germany (live) / Westwind
  • 1996 Artist’s Choice: Highlights from Turn Out… (live) / Warner Brother
  • 1996 Autumn Leaves (Jazz Hour) (live) / Jazz Hour
  • 1997 The Complete Bill Evans on Verve / Verve
  • 1998 Ultimate Bill Evans / Polygram
  • 1998 Piano Player / Legacy/Columbi
  • 1998 Half Moon Bay (live) / Milestone
  • 1998 Autumn Leaves (Giants of Jazz) / Giants of Jazz
  • 1998 Since We Met (Japan) (live) / Import
  • 1998 Intuition (Japan) / Import
  • 1998 Montreaux, Vol. 3 (Japan) (live) / Import
  • 1998 Alone (Again) (Japan) / Import
  • 1998 Quintessence (Japan) / Import
  • 1998 I Will Say Goodbye (Japan) / Import
  • 1999 Quiet Now: Never Let Me Go / Polygram
  • 1999 Homecoming (live) / Milestone
  • 1999 Forever / JVC Japan
  • 2000 Immortal Concerts: Waltz for Debby/Village… (live)
  • 2000 Les Incontournables Wea / Internatio
  • Jazz Opera Presents the Bill Evans Memorial…
  • Quiet Now / Charly
  • My Romance / Zeta
  • The Paris Concert (live) / Fantasy
  • Last Live in Europe / West Wind
  • Consecration/The Last Complete Collection / Alfax
  • Bill Evans — Trio — Duo / Verve