Феодосий Рубцов — PianoKafe.com
композитор

Феодосий Рубцов


Оценить
Феодо́сий Анто́нович Рубцо́в (17 декабря 1904, Ольша, Могилёвская губерния - 6 ноября 1986, Ленинград) - российский музыковед-фольклорист, композитор, музыкально-общественный деятель. Кандидат искусствоведения (1963), доцент Ленинградской консерватории (1964). Старший научный сотрудник Ленинградского НИИ театра, музыки и кинематографии.

Биография

Родился 17 (30) декабря 1904 года в селе Ольша Оршанского уезда Могилёвской губернии.

Первоначальное музыкальное образование получил в Смоленской народной консерватории (1921) в хоровом классе М. И. Лебедева, затем в Коллективе смоленских музыкантов-педагогов изучал теорию музыки и основы композиции под руководством композитора С. В. Панченко, по совету которого уже в 1920-х годах записывает народные песни своего края. В 1922—1924 руководил хоровыми коллективами Смоленщины.

В 1931 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга (ученика и зятя Н. А. Римского-Корсакова).

В 1936 году по приглашению Фонограммархива АН СССР выезжает в свою первую фольклорную экспедицию — в Вологодскую область. Следующие экспедиции — по Смоленской, Ленинградской, Псковской областям, многократно — в Белоруссии (Бобруйский, Паричский и Глусский районы), где Рубцов собирал и исследовал главным образом русские и белорусские народные песни. Также до 1941 года — руководитель хоров и преподаватель музыкальных школ и кружков в Ленинграде.

В 1940—1942 — главный редактор ленинградского издательства «Оркестротека».

В 1943—1950 — музыкальный редактор издательства «Искусство» (Ленинградское отделение).

В 1945—1950 — заведующий фонограммархивом Академии наук СССР в Институте русской литературы (Пушкинском Доме), также в 1950 — главный редактор Ленинградского отделения Государственного музыкального издательства (Музгиз).

С 1948 года преподавал в Ленинградской консерватории.

В 1963 защитил кандидатскую диссертацию «Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов». С 1964 — доцент Ленинградской консерватории.

В 1957—1967 — старший научный сотрудник Ленинградского НИИ театра, музыки и кинематографии.

Похоронен на кладбище пос. Репино.

Вклад в науку

Музыкальные записи, сделанные Рубцовым в фольклорных экспедициях, были опубликованы в сборниках:

Народные песни Вологодской области. Л., 1938;
Белорусские народные песни. Л.-Минск, 1941;
Народные песни, записанные в Ленинградской области. М.-Л., 1950.
В 1958 году вышел сборник народных песен, полностью подготовленный Рубцовым:

Народные песни Ленинградской области.
Спустя 13 лет был издан ещё один:
Ольшанские песни. Л.-М., 1971.

В 1991 году Институт Русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) издал сборник народных песен Смоленщины, подготовленный Рубцовым ещё в 1940-х годах: «Русские народные песни Смоленской области в записях 1930—1940-х годов». В сборник вошли 150 песен (44 календарных, 33 свадебных, 15 хороводных, игровых, плясовых, 21 лирическая, 3 детских, 10 беседных, 13 лиро-эпических, 12 духовных стихов).

Широкую известность получили работы Рубцова о ладовом строении русской народной песни, об интонационных связях в обрядовых песнях славянских народов, о песенной культуре западных русских областей СССР.

Статьи

Автор исследований и публикаций по проблемам фольклора, в том числе:
У источника мелодии // Русские народные песни. Материалы к изучению фольклора народов СССР. Л. — М., 1950.
Смысловое значение кадансов в календарных напевах // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 1. Л., 1962.
Композитор и театр // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 3. М. — Л., 1964.
Современное народное песнетворчество // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4. Л., 1965.
Хоровые коллективы русской народной песни // Проблемы музыкальной самодеятельности. Л.—М., 1965.
Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях // Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 5. Л., 1967.
Русские народные хоры и псевдонародные песни // Советская музыка. 1970. № 6.

Сочинения

Автор сольных и хоровых вокальных произведений, сочинений для оркестра народных инструментов, 2 концертов для баяна с оркестром народных инструментов (1937, 1955), пьес для виолончели.

для скр. и симф. орк. — Вариации (1950);
для голоса и симф. орк. — цикл Ленинград (сл. О. Берггольц, 1948);
для дет. симф. орк. — Серенада (1936);
для солистов, хора и орк. нар. инстр. — сюита Старая и новая Белоруссия в песнях (сл. нар., 1938);
для орк. нар. инстр. — Белорусская сюита (1946), сюита Псковские картинки (1947);
для баяна и орк. нар. инстр. — концерты: I (1937), II (1957);
для струн. и дерев. дух. инстр. — Октет (1935); для флейты, гобоя, фагота, скр., альта и влч. — Секстет (1932);
для влч. и ф-п. — Две пьесы (1938);
для баяна — Три пьесы (1937);
для хора и ф-п. — Слава (сл. Н. Колпаковой, 1946);
для дет. хора — Два хора на сл. А. Пушкина (1940);
для голоса и ф-п. — романсы и песни на сл. рус. и сов. поэтов, в том числе
циклы Пять пионерских песен (сл. М. Дубянской, 1929),
Пять лирических песен (сл. Н. Колпаковой, 1937),
Четыре лирические песни (сл. Н. Колпаковой, 1945),
Романсы на сл. С. Щипачева (1948),
ария «Русь» (сл. Н. Никитина, 1945);
музыка к драм. спектаклям ленингр. театров (ок. 15, 1925—1935);
орк. редакция оперы А. Н. Верстовского «Аскольдова могила» (1965);
обработка русских, белорусских народных песен.

Литературные сочинения (публикации, фольклорные исследования)
Народные песни Вологодской области. Л., 1938;
Песни белорусского народа, т. 1. Минск, 1940;
Песни народов СССР. Белорусы. М., 1941;
Песни Ленинградской области. М., 1958;
Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Л., 1962;
Основы ладового строения русской народной песни. Л., 1964;
Песни Смоленской области. Л., 1970;
Ольшанские песни. Л., 1971;
Статьи по музыкальному фольклору. Л., 1973.