Кара Караев — PianoKafe.com
азербайджанский композитор

Кара Караев


Оценить
Кара́ Абульфа́з оглы́ Кара́ев (азерб. Qara Əbülfəz oğlu Qarayev; 5 февраля 1918—13 мая 1982) — советский азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель, профессор.

Герой Социалистического Труда (1978). Народный артист СССР (1959). Лауреат Ленинской премии (1967), двух Сталинских премий второй степени (1946, 1948) и Государственной премии Азербайджанской ССР (1965).

Один из крупнейших советских композиторов. Автор 3 опер, 3 балетов, 3 симфоний, многочисленных произведений программной, камерной, инструментальной музыки, музыки к спектаклям и кинофильмам.

Биография

Кара Караев родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье известного врача-педиатра Абульфаза Караева, знавшего и любившего народную музыку.

После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории (класс фортепиано Г. Г. Шароева) (1930—1935), с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л.М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова. К этому времени относятся первые композиторские опыты Караева, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.

В 1937 году принял участие в фольклорной экспедиции, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы. Через год поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А.Н. Александрова (композиция) и С.Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной и возобновились в 1943 году. В 1946 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции Д.Д. Шостаковича). Дипломной работой Караева стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.

С 1946 года преподавал в Бакинской консерватории (в 1949—1952 годах — ректор, с 1959 года — профессор). Среди учеников К. Караева — его сын Фарадж, Ариф Мирзоев, Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофик Бакиханов, Владимир Шаинский, Октай Зульфугаров, Франгиз Ализаде, Мамед Кулиев, Севда Ибрагимова, Полад Бюльбюль-оглы, Азер Дадашов.

Композиторскую деятельность Караев совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: был художественным руководителем Бакинской филармонии (1941—1942), заведующим сектором музыки Института искусств АН Азербайджанской ССР (1948—1949).

В 1937 году стал членом Союза композиторов Азербайджанской ССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 — секретарь правления Союза композиторов СССР. Член Союза кинематографистов СССР (с 1957).

Член ВКП(б) с 1949 года. Член ЦК КП Азербайджской ССР (с 1960). Депутат ВС СССР 5-10-го созывов и депутат ВС Азербайджанской ССР 4-го созыва. Академик АН Азербайджанской ССР (с 1959). Член президиума республиканского Комитета защиты мира.

Кара Караев умер 13 мая 1982 года в Москве, в расцвете своего творческого таланта. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

Звания и награды

  • Герой Социалистического Труда (1978)
  • Народный артист СССР (1959)
  • Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (1958)
  • Два ордена Ленина (1967, 1978)
  • Орден Октябрьской Революции (1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1961)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Ленинская премия (1967) — за балет «Тропою грома»
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за оперу «Вэтэн» («Родина»)
  • Сталинская премия второй степени (1948) — за симфоническую поэму «Лейли и Меджнун»
  • Государственная премия Азербайджанской ССР (1965)


Творчество

Творческое наследие Караева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль композитора отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние выдающегося азербайджанского поэта Низами — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора.

Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль Караева тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период творчества композитора, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).

Караев — автор ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.

Основные произведения


Оперы

«Айна» (совместно с Д. Гаджиевым, 1941)
«Родина» (Vətən, совместно с Д. Гаджиевым, 1945)
«Нежность» (монодрама по пьесе Анри Барбюса, для женского голоса и камерного оркестра, 1972).

Балеты

«Семь красавиц» (Yeddi Gözəl, 1952)
«Тропою грома» (İldırımlı yollarla, 1958)
«Лейли и Меджнун» (Leyli və Məcnun, 1958).

Музыкальная комедия (оперетта)

«Неистовый гасконец» (по произведениям Э. Ростана, 1973).

Вокально-симфонические сочинения

«Песня сердца», кантата (сл. Р. Рзы, 1938)
«Песня счастья», кантата (сл. М. Ражма, 1947)
Три ноктюрна для голоса и джазового оркестра (1958)
«Партия наша», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
«Знаменосец эпохи», кантата (сл. С. Вургуна, 1959)
«Ленин», оратория-плакат (сл. Р. Рзы, 1970)
«Гимн дружбы» (сл. Р. Рзы, 1972).

Камерные вокальные сочинения

Шесть обработок азербайджанских народных песен (1937)
Шесть рубаи на стихи Омара Хайяма для голоса и фортепиано (1946)
Романсы на стихи А. Пушкина («На холмах Грузии», «Я вас любил») для голоса и фортепиано (1949)
Пионерская песня о мире (сл. З. Джаббарзаде, 1951)
Песня нефтяников моря (сл. М.А. Светлова, 1953).

Оркестровые сочинения

«Поэма радости» для фортепиано с оркестром (1937)
Азербайджанская сюита (1939)
Пассакалия и тройная фуга (1941)
Три симфонии («Памяти героев Великой Отечественной войны» 1943, 1946, 1965)
«Лейли и Меджнун», симфоническая поэма (1947)
Приветственный марш с фанфарами (1948)
Симфоническая сюита из балета «Семь красавиц» (1949)
Албанская рапсодия (1952)
Хореографические картинки (1953)
Сюита из музыки к фильму «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953)
Сюита из музыки к фильму «Вьетнам» (1955)
«Дон Кихот», симфонические гравюры (1960)
Три сюиты из музыки к фильму «Покорители моря» (1964)
Классическая сюита для камерного оркестра (1966)
Две сюиты из балета «Тропою грома» (1967)
Концерт для скрипки с оркестром (1967).

Камерные сочинения

«Царскосельская статуя», фортепианная картина (1937)
Траурная прелюдия (1937)
Трёхголосная фуга (1939)
Три тэснифа для голоса с оркестром (1939)
Азербайджанская рапсодия (1940)
Фуга для струнного квартета (1940)
Два струнных квартета (1942, 1947)
Квартеттино для струнного квартета (1942)
Соната для скрипки и фортепиано (1960)
Две сонатины для фортепиано (1940, 1943)
Цикл «24 прелюдии» для фортепиано (1951—1963)
Двенадцать детских пьес (6-1950, 6-1966)

Сочинения для духового оркестра

Спортивная сюита (1938)
Азербайджанский марш (1943)
Марш бакинских нефтяников (1951).

Сочинения для оркестра азербайджанских народных инструментов

Ашугский марш (1944).

Сочинения для эстрадного оркестра

«Танец» (1957)
«Нергиз-песня» (1957)
Три ноктюрна для голоса и джаз-оркестра (сл. Л. Хьюза, 1958).

Сочинения для хора без сопровождения

«Колыбельная» (1939)
«Осень» (сл. Н. Гянджеви, 1947)

Музыка к спектаклям драматических театров

1942 — «Мирза Хаял» Мир Джалала
1947 — «Победители» Б.Ф. Чирскова
1949 — «Отелло» У. Шекспира
1949 — «Учитель танцев» Лопе де Вега
1955 — «Зимняя сказка» У. Шекспира
1955 — «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского
1956 — «Чудак» Н. Хикмета
1958 — «Бег» М.А. Булгакова
1959 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета
1959 — «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
1962 — «Бунт женщин» Н. Хикмета и В.Г. Комиссаржевского
1964 — «Антоний и Клеопатра» У. Шекспира
1966 — «Человек бросает якорь» И.А. Касумова
1966 — «Мертвецы» Д.Г. Мамедкулизаде
1968 — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л.А. Малюгина
1968 — «Гамлет» У. Шекспира
1966 — «Мертвецы» Д.Г. Мамедкулизаде
1968 — «Жизнь Сент-Экзюпери» Л.А. Малюгина
1968 — «Гамлет» У. Шекспира
1969 — «Генрих IV» У. Шекспира
1970 — «Артём » А.А. Хазина
1972 — «Женщина за зеленой дверью» Р.М. Ибрагимбекова.

Фильмография

1937 — «Одна из одиннадцати» (документальный)
1943 — «Одна семья»
1944 — «Каспийцы» (документальный)
1948 — «Вечерний концерт» (документальный)
1950 — «Огни Баку»
1950 — «Мингечевир» (документальный)
1953 — «Повесть о нефтяниках Каспия» (документальный)
1955 — «Вьетнам»
1956 — «Урок истории»
1957 — «Двое из одного квартала»
1957 — «Дон Кихот»
1958 — «Её большое сердце»
1959 — «На дальних берегах»
1959 — «Золотой эшелон»
1959 — «Настоящий друг»
1959 — «Покорители моря» (документальный)
1960 — «Маттео Фальконе»
1961 — «Лейли и Меджнун» («Сказание о любви»)
1965 — «Великая Отечественная»
1967 — «Гренада, Гренада, Гренада моя...»
1967 — «Человек бросает якорь»
1968 — «Это голос правды. Композитор К. Караев» (документальный)
1968 — «Третья симфония» (фильм-концерт)
1971 — «Гойя, или Тяжкий путь познания»
1972 — «Правда о республике» (документальный)
1974 — «Гимн дружбы» (документальный)
1975 — «Легенды мира»
1978 — «Кара Караев - 60» (документальный)
1979 — «Композитор Кара Караев. Опус - 78» (документальный)
1982 — «Низами»
1982 — «Семь красавиц» (фильм-балет) (режиссёр — Феликс Слидовкер, оператор — Александр Тафель)
2003 — «Кара Караев» (документальный).

Награды

Герой Социалистического Труда (1978)
Два ордена Ленина (1967, 1978)
Орден Октябрьской Революции (1971)
Орден Трудового Красного Знамени (1961)
Ленинская премия (1967)
Сталинская премия, дважды (1946, 1948)
Государственная премия Азербайджанской ССР (1965)
Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955)
Народный артист Азербайджанской ССР (1958)
Народный артист СССР (1959)

Увековечение памяти Кара Караева

Именем Кара Караева названы:
Станция метро в Баку.
Проспект в Баку.
Улица в Имишли и проспект в Баку.
Детская музыкальная школа № 75 в Москве.
Детская музыкальная школа № 8 в Баку.
Корабль
В Баку, в парке рядом с кинотеатром «Низами» установлен памятник Кара Караеву
В Баку, на стене дома, в котором жил Кара Караев, установлена мемориальная доска.
20 июня 2014 в Москве в Трёхпрудном переулке, 11/13, в доме, где с 1973 по 1982 год жил Кара Караев, была открыта мемориальная доска (авторы — скульптор Г. Хагверди и архитектор П. Козлов)