Леош Яначек — PianoKafe.com
чешский композитор

Леош Яначек


Оценить
Ле́ош Я́начек (чеш. Leoš Janáček, 3 июля 1854, дер. Гу­к­валь­ди, Моравия — 12 августа 1928, Вель­ка-Ост­ра­ва, ны­не Острава) — чешский композитор и музыковед-этнограф. Член Чешской академии наук и искусства.

Биография

Сын провинциального учителя, один из четырнадцати детей в семье, Леош Яначек с одиннадцати лет пел в хоре и учился музыке в Старобрненском монастыре (Брно). Затем учился в Праге, Лейпциге и Вене. В 1874 познакомился в Праге с А. Дворжаком, знакомство перешло в многолетнюю дружбу. В 1881 Яначек женился и вернулся в Брно, преподавал музыку. Основал школу органистов, которой руководил до 1920. Изучал моравский фольклор, в своём творчестве глубоко усвоил моравские песенные и танцевальные традиции. Стал крупнейшим — наряду с Дворжаком и Б. Сметаной — национально ориентированным композитором Чехии.

Творчество

В ранний период творчества испытал сильное влияние музыкального стиля и эстетики Дворжака. В зрелые годы творчество Яначека представляет собой синтез национальных традиций и общеромантического стиля, особенно заметный в опере «Енуфа» (Jenůfa). После успешной премьеры «Енуфы» (Брно, 1904), которую часто называют «моравской национальной оперой», оперы Яначека начали ставить в лучших музыкальных театрах мира. В поздний период творчества написаны наиболее известные сочинения, среди которых «Симфониетта», «Глаголическая месса», опера «Приключения лисички-плутовки».

Русское влияние

Яначек неоднократно посещал Россию, хорошо знал её литературу и музыку. Многие произведения композитора вдохновлены русской литературой, как, например, опера «Катя Кабанова» (по пьесе А.Н. Островского «Гроза»), опера «Из мёртвого дома» (по мотивам «Записок из мёртвого дома» Ф.М. Достоевского), оркестровая рапсодия «Тарас Бульба» (по повести Н.В. Гоголя), струнный квартет «Крейцерова соната» (по одноимённой повести Л.Н. Толстого), Сказка для виолончели и фортепиано (по мотивам «Сказки о царе Берендее» В. А. Жуковского). Под влиянием М.П. Мусоргского формировался «музыкально-сценический почерк Яначека, основу которого составляет гибкий, пластичный мелодический речитатив».

Признание и наследие

  • Музыкальная академия в Брно носит имя Яначека.
  • Фильм Филипа Кауфмана «Невыносимая лёгкость бытия» (1988 по одноименному роману Милана Кундеры) сопровождается музыкой из различных сочинений Яначека.
  • Сочинения Леоша Яначека использовались в фильме На десять минут старше: Виолончель / Ten Minutes Older: The Cello, (эпизод «Один миг» Менцель, Иржи ). В сюжете, смонтированном из кадров фильмов с участием Рудольфа Грушинского, где проходят эпизоды из разных периодов жизни одного человека.
  • В Остраве именем Леоша Яначека назван международный аэропорт.
  • В романе Харуки Мураками «1Q84» «Симфониетта» Яначека играет существенную роль в сюжете.

Избранные сочинения

Оперы и балет
Шарка (Šárka, 1887—1888; премьера Брно, 1925)
Начало романа (Počátek románu, 1891; премьера Брно, 1894)
Енуфа (Jenůfa, также известна под названием «Ее падчерица» 1894—1903; премьера Брно, 1904)
Судьба (Osud, 1903—1904; премьера Брно, 1958)
Путешествия г-на Броучека (Výlety páně Broučkovy, 1908—1917; премьера Прага, 1920)
Катя Кабанова (Káťa Kabanová, 1919—1921, по драме А. Н. Островского «Гроза»; премьера Брно, 1921)
Приключения лисички-плутовки, также Лисичка-плутовка (Příhody lišky bystroušky, 1921—1923; премьера Брно, 1924)
Средство Макропулоса (Več Makropulos, 1923—1925, по К. Чапеку; премьера Брно, 1926)
Из мёртвого дома (Z mrtvého domu, 1927—1928, по Ф. М. Достоевскому; премьера Брно, 1930)
Ракош Ракочи (Rákoš Rákoczy), балет с пением (Брно, 1891)

Симфоническая музыка
Сюита для струнного оркестра (1877)
Идиллия для струнного оркестра (1878)
Лашские танцы (чеш. Lašské tance, 1889—1890)
Ганацкие танцы (чеш. Hanácké tance, 1889—1890)
Сюита, op.3 (1891)
Ревность, увертюра (чеш. Žárlivost, 1894)
Дитя бродячего музыканта, баллада для оркестра (чеш. Šumařovo dítě, 1912)
Тарас Бульба, рапсодия для оркестра, по Гоголю (чеш. Taras Bulba, 1915—1918)
Бланицкая баллада, симфоническая поэма (чеш. Balada blanická, 1920)
Симфониетта (1926)

Хоровые сочинения
Господи, помилуй. Для четырёх солистов, двойного смешанного хора, органа, арфы и медных (1896)
Amarus. Лирическая кантата для солистов, хора и оркестра (1897)
Отче наш. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1901)
Элегия на смерть моей дочери Ольги. Кантата для тенора, хора и фортепиано (1903)
Радуйся, Мария, для тенора, хора и органа (Zdrávas Maria; 1904)
Na Soláni Čarták. Кантата для мужского хора с оркестром (1911)
Вечное Евангелие. Легенда для солистов, хора и оркестра (1914)
При­ба­ут­ки. 18 песен для камерного хора и инструментального ансамбля (Říkadla; 1926)
Глаголическая месса. Кантата для солистов, хора, оркестра и органа (Glagolská mše; 1926)

Камерная инструментальная музыка
Романс для скрипки и фортепиано (1879)
Думка, для скрипки и фортепиано (1880)
Скрипичная соната (1921)
Сказка, для виолончели и фортепиано; по мотивам «Сказки о царе Берендее» В. А. Жуковского (Pohádka; 1910)
Presto для виолончели и фортепиано (1910)
Струнный квартет № 1, по мотивам повести Л. Толстого «Крейцерова соната» (1923)
Струнный квартет № 2 «Личные письма» (1928)
Молодость. Сюита для духового секстета (Mládí; 1924)
Концертино для фортепиано и камерного ансамбля (1926)
Каприччио для фортепиано (левая рука) и камерного ансамбля (1926)

Фортепианные сочинения
Вариации Зденки (Zdeňčiny variace; 1880)
Моравские народные танцы (Národní tance na Moravě; 1893)
По заросшей тропе, фортепианный цикл (Po zarostlém chodníčku; 1908)
Соната «С улицы» (Z ulice; 1905)
В тумане, фортепианный цикл (V mlhách; 1912)
Воспоминание (Vzpomínka; 1928)

Песни
Весенняя песня (Jarní píseň; 1897; 2-я редакция — 1905)
Днев­ник ис­чез­нув­ше­го, вокальный цикл для тенора, альта, трех женских голосов и фортепиано (Zápisník zmizelého; 1919)
При­ба­ут­ки. 8 песен для меццо-сопрано, кларнета и фортепиано (Říkadla; 1924)

Незавершенные сочинения
Дунай. Симфония в 4-х частях (чеш. Dunaj, 1923—1928)
Странствия душеньки. Концерт для скрипки с оркестром (чеш. Putování dušičky, 1926)
Месса Es-dur для хора и органа (1907—1908)
Шлюк и Яу (чеш. Trunda a Lajda), музыка к фарсу Г. Гауптмана (1928)