Мануэль де Фалья — PianoKafe.com
испанский композитор

Мануэль де Фалья


Оценить
Мануэ́ль де Фалья (исп. Manuel de Falla, полное имя Manuel María de los Dolores Falla y Matheu; 23 ноября 1876, Кадис — 14 ноября 1946, Альта-Грасия, Аргентина) — испанский композитор, пианист, музыковед.

Биография

Первые уроки музыки получил у матери-пианистки, уроженки Каталонии (отец был родом из Валенсии).

Увлекался литературой, в пятнадцать лет стал основателем двух литературных журналов. В 1893 году, услышав на концерте в Кадисе музыку Грига, решил стать композитором. В 1896 году поступил в Мадридскую консерваторию. Его основным учителем был Фелипе Педрель, один из главных деятелей испанского культурного возрождения, который привил Фалье любовь к музыкальному фольклору (фламенко).

В 1907—1914 годах Фалья проживал в Париже, познакомился с Дебюсси, Равелем, Полем Дюка, Альбенисом, Пикассо. Испытал воздействие музыкального импрессионизма.

В 1919 году переехал из Мадрида в Гранаду, сблизился с Лоркой и его друзьями. В 1926 году имя Фальи было присвоено театру в его родном городе.

После поражения Республики с 1939 года проживал в Аргентине, где и скончался. В 1947 году его прах был перевезен в Кадис и захоронен в крипте местного собора.

Наиболее известные сочинения

Оперы

  • La Vida breve / Короткая жизнь (др. перевод «Жизнь коротка»; 1905; 2-я ред. 1913)
  • El Retablo de Maese Pedro / Балаганчик мастера Педро (1923)

Балеты

  • El Corregidor y la molinera / Коррехидор и мельничиха (1917; 2-я ред. под назв. «Треуголка»)
  • El Amor brujo / Любовь-волшебница (балет с пением, (1915)
  • El Sombrero de tres picos / Треуголка (1919, для труппы Сергея Дягилева, поставлен в декорациях и костюмах Пикассо)

Другие сочинения

  • Cuatro piezas españolas/ Четыре испанские пьесы (1906—1909, посвящены Исааку Альбенису)
  • Noches en los jardines de España/ Ночи в садах Испании, сюита для фортепиано с оркестром (1909—1916)
  • Siete canciones populares españolas/ Семь испанских народных песен (1914)
  • Концерт для клавесина с инструментальным ансамблем (1923—1926, посвящен Ванде Ландовской)
  • Psyché/ Психея, для голоса, флейты, арфы и струнного трио (1924)
  • La Atlantida/Атлантида, оратория для солистов, хора и оркестра по поэме каталонского поэта Жасинта Вердагера (начата в 1927, не завершена; ред. Эрнесто Альфтера, 1961)
  • Фалье также принадлежат оркестровые, камерные и инструментальные сочинения, песни и романсы, в том числе — на стихи Гонгоры, Готье, Беккера, Лорки.