Мориц Мошковский — PianoKafe.com
немецкий композитор

Мориц Мошковский


Оценить
Мо́риц (Маурицы) Мошко́вский (нем. Moritz Moszkowski, польск. Maurycy Moszkowski; 23 августа 1854, Бреслау — 4 марта 1925, Париж) — немецкий композитор, пианист и дирижёр польского происхождения.

Биография

Мошковский родился в богатой еврейской семье. Его родители, Исаак (Ицик-Исруэл) Мошковский (1820, Кельце — ?) и Саломея Хиршберг (1829, Ратибор — ?), переехали в Бреслау из Пилицы вскоре после рождения старшего сына — в будущем известного писателя-сатирика Александра Мошковского. В семье росли также трое старших детей от первого брака отца. Рано проявил музыкальные способности и первые свои уроки музыки получил дома. В 1865 году семья переехала в Дрезден, где Мошковский поступил в консерваторию. Четыре года спустя он продолжил своё обучение в берлинской Консерватории Штерна у Эдуарда Франка (фортепиано) и Фридриха Киля (композиция), а затем — в Новой академии музыкального искусства Теодора Куллака. В возрасте 17 лет Мошковский принял предложение Куллака самому начать преподавание, и оставался на этой должности более 25 лет. В 1873 году он впервые выступил с сольным концертом в качестве пианиста в Берлине и вскоре быстро прославился как виртуозный исполнитель. Мошковский также был хорошим скрипачом и иногда играл партию первой скрипки в оркестре академии. К этому же времени относятся его первые сочинения, среди которых наиболее известен Фортепианный концерт, впервые исполненный в Берлине в 1875 году и высоко оценённый Ференцем Листом.

В 1880-е годы из-за начавшегося нервного расстройства Мошковский почти прекратил свою пианистическую карьеру и сосредоточился на композиции. В 1885 году он по приглашению Королевского филармонического общества впервые посещает Англию, где выступает как дирижёр. В 1893 году он избран членом Берлинской академии искусств, а четыре года спустя обосновался в Париже и женился на сестре Сесиль Шаминад. В этот период Мошковский пользуется большой популярностью как композитор и преподаватель: среди его учеников — Иосиф Гофман, Ванда Ландовска, Хоакин Турина. В 1904 году по совету Андре Мессаже частные уроки оркестровки у Мошковского начал брать Томас Бичем.

С начала 1910-х годов интерес к музыке Мошковского стал постепенно снижаться, а смерть жены и дочери сильно подорвала его и без того расшатанное здоровье. Композитор начал вести жизнь затворника и окончательно перестал выступать. Последние годы Мошковский провёл в бедности, несмотря на то, что в 1921 один из его американских знакомых устроил в Карнеги-холле в его честь большой концерт, вырученные деньги до Мошковского так и не дошли.

Творчество

Ранние оркестровые произведения Мошковского имели некоторый, но настоящую известность ему принесли сочинения для фортепиано — виртуозные пьесы, концертные этюды и др. вплоть до салонных пьес, предназначенных для домашнего музицирования.

В ранних сочинениях Мошковского прослеживается влияние Шопена, Мендельсона и, в особенности, Шумана, однако позднее композитор сформировал собственный стиль, который, не отличаясь особой оригинальностью, тем не менее, явно показывал тонкое авторское чувство инструмента и его возможностей. Игнацы Падеревский писал позднее: «Мошковский, быть может, лучше других композиторов, кроме Шопена, понимает, как надо сочинять для фортепиано». В течение многих лет произведения Мошковского были забыты, практически не исполнялись, и лишь в последние годы наблюдается возрождение интереса к творчеству композитора.

Основные сочинения

Опера «Боабдиль, последний король мавров» (1892)
Балет «Лаурин» (1896)

Сочинения для оркестра и для солирующих инструментов с оркестром

Увертюра D-dur (1871—1872)
Симфония d-moll (1873)
Симфоническая поэма «Жанна д’Арк» (1875—1876)
Три оркестровых сюиты
«Танец с факелами» (1893)
Прелюдия и фуга для струнных (1911)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 h-moll (1874)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 E-dur (1898)
Баллада для скрипки с оркестром
Концертные пьесы для скрипки с оркестром
Концерт для скрипки с оркестром C-dur (1885)

Камерные ансамбли

Две концертные пьесы для скрипки и фортепиано
Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1909)
Сюита для двух скрипок и фортепиано
Три пьесы для виолончели и фортепиано

Вокальные сочинения

Песни и романсы на стихи Гейне, Шамиссо и др.

Сочинения для фортепиано

Вальсы, концертные этюды, пьесы, музыкальные моменты, Полонез, Тарантелла, Вальс, Сюита и др.