Муслим Магометович Магомаев — PianoKafe.com
азербайджанский композитор

Муслим Магометович Магомаев


Оценить
Абду́л-Мусли́м Магоме́т оглы Магома́ев (азерб. Abdul Müslüm Məhəmməd oğlu Maqomayev, Муслим Магометович Магомаев; 6 (18) сентября 1885, Грозный, Терская область, Российская империя - 28 июля 1937, Нальчик, СССР) - азербайджанский, советский композитор и дирижёр, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1935), один из основоположников азербайджанской классической музыки, его именем названа Азербайджанская государственная филармония. Дед певца Муслима Магомаева.

С детства увлекался музыкой, участвовал в школьной музыкальной самодеятельности[⇨], играл в оркестре Закавказской учительской семинарии, там познакомился с Узеиром Гаджибековым, близкую дружбу с которым поддерживал всю жизнь. После окончания семинарии работал учителем сначала на Северном Кавказе, а после в Азербайджане, где после сдачи экстерном экзаменов в Тифлисском учительском институте осел в Баку. Там он вошёл в состав местной оперной труппы под руководством Гаджибекова сначала в качестве музыканта, позднее — дирижёра и руководителя театра. В дальнейшем занимал ответственные посты в Наркомате просвещения Азербайджанской ССР.

Написал две оперы - «Шах Исмаил» и «Наргиз», последняя является первой азербайджанской оперой на советскую тематику. В творчестве Магомаева прослеживается влияние национального искусства Азербайджана, которым он интересовался с ранних лет. Также он является автором около трёхсот симфонических обработок народных азербайджанских танцев, песен и других мелодий[⇨].

Умер 28 июля 1937 года в Нальчике от туберкулёза.

Биография


Детство

Абдул-Муслим Магомет оглы Магомаев родился 6 (18) сентября 1885 в Грозном. Отец — Магомет Магомаев был кузнецом-оружейником, в детстве переехавшим в Грозный. Согласно легенде, передаваемой в семье Магомаевых, маленького Магомета привёз в Грозный имам Шамиль. По утверждениям некоторых чеченских источников, Магомет родился в Старых Атагах; согласно Муслиму Магометовичу Магомаеву и другим источникам, его национальность и откуда он оказался в Грозном неизвестны.

В семье Магомаевых очень любили музыку. Первым учителем музыки для Абдул-Муслима стал его старший брат Магомет, увлекавшийся живописью и фотографией, хорошо игравший на флейте и гармонике. Игре на последней он обучил и Абдул-Муслима. Позднее, во время учёбы в Грозненской городской школе, Магомет стал руководителем школьного оркестра, преподавал танцы. За успехи в живописи руководство школы предлагало направить юношу в художественное училище в Петербурге, но материальное положение семьи не позволило этого сделать. Будущий композитор по примеру брата поступил в Грозненскую городскую школу, которую окончил в 1900 году.

Преподавательская карьера

В 1900 году Абдул-Муслим поступил слушателем в Закавказскую учительскую семинарию в Гори. Там он подружился Узеиром Гаджибековым, с которым у него было много общего, друзья даже родились в один день. Освоив игру на гобое, Магомаев стал солистом семинарского оркестра, в репертуар которого входили произведения как русских, так и европейских композиторов. К 18 годам Магомаев стал в оркестре старшим музыкантом и часто заменял дирижёра. Также Магомаев пел в школьном хоре.

В семинарии Абдул-Муслим начал интересоваться кавказской народной музыкой. Он собирал сведения о музыкальном фольклоре настолько рьяно, что уже в 1900 году его записи были представлены на Всемирной выставке в Париже. Здесь же он написал первые музыкальные сочинения: вальс «Мечтание», мазурку «Семинарист» и ряд других.

Будучи студентами семинарии, Муслим Магомаев и Узеир Гаджибеков в 1902 году навестили в Кахи отца Муслима Магомета Магомаева, который работал кузнецом в квартале Ичери-базар (в память об этом событии на стене дома, в котором жил и работал отец Магомаева установлена мемориальная доска). На окончание семинарии в 1904 году за отличные успехи в учёбе Абдул-Муслим получил в подарок скрипку и денежную премию.

Окончив семинарию, Магомаев был обязан отработать некоторое количество лет учителем народной школы. Распределением он был назначен в таковую в селе Бековичи. Там он организовал школьный хор, выступления которого стали популярны у местного населения. В сентябре 1905 года, не найдя работы в Грозном, Магомаев переехал в Ленкорань. Там он стал преподавать русский язык, историю и химию в местном училище, где параллельно создал музыкальный кружок, который давал музыкальные вечера и театральные представления. Согласно свидетельствам современников, деятельность Абдул-Муслима внесла значительный вклад в развитие культуры в этом уездном городе, а выступления ленкоранского театрального кружка были отмечены в номере газеты «Баку» в колонке «Мусульманская жизнь».

В 1911 году, по окончании обязательной работы, Магомаев сдал экстерном экзамены в Тифлисском учительском институте и перебрался в Баку, где устроился в городское училище, расположенное в Сабунчах. Здесь он кроме преподавания в школе развернул вечерние курсы, на которых обучал грамоте местных рабочих. С началом Гражданской войны, в 1918 году, он покинул эту должность.

Музыкальная карьера

Во время преподавания в Баку Абдул-Муслим Магомаев начал сотрудничать с местной мусульманской оперной труппой под руководством Узеира Гаджибекова. В 1911 году, сразу после переезда, он стал играть на скрипке в оркестре Азербайджанского музыкального театра, созданного труппой. В том же году Гаджибеков отправился на учёбу в Москву, а в 1912 году — в Петербург, тогда Магомаев взял на себя материальное обеспечение друга на время учёбы. Магомаев взялся за руководство театром совместно с Гусейнкули Сарабским и Мамед-Ханафи Терегуловым. С 1912 года он выступал в нём в качестве дирижёра.

В 1913 году Магомаев приступил к написанию опер «Любовь» и «Шах Исмаил». «Любовь» не была дописана, сохранилась только ария, написанная для произведения. Работа над «Шахом Исмаилом» была закончена к 1916 году. В первой редакции оперы было много разговорных эпизодов, а музыка была основана на принципах импровизации и мугама, во второй и третьей редакциях диалоги были заменены на речитативы, а импровизация уступила место хорам и ариям. Будучи одним из первых произведений, в которых идеи народной музыки решены в рамках развитых оперных форм, «Шах Исмаил» стал важной вехой в развитии музыкального искусства Азербайджана. Вдобавок в процессе доработки оперы Магомаев создал одни из первых нотных записей азербайджанской народной музыки. Премьера произведения была намечена на 1916 год, но незадолго до запланированной даты сгорело здание драматического театра Тагиева, в котором ставили оперу. Вторая попытка премьеры была запланирована на 7 (20) марта 1919 года. За два дня до представления был убит задействованный в постановке в качестве режиссёра Гусейн Араблинский, но премьера состоялась и была удачной: выход оперы был отмечен большим успехом. В 1938 году в редакции Рейнгольда Глиэра опера «Шах Исмаил» была показана в дни Декады азербайджанского искусства в Москве.

В 1920 году заслуги Абдул-Муслима Магомаева на ниве народного просвещения были оценены — он был избран председателем союза работников просвещения Азербайджанской ССР. В 1921 году Магомаев был назначен руководителем отдела искусства народного комиссариата просвещения Азербайджана, после занимал должности художественного руководителя Азербайджанского драматического театра, главного дирижёра Азербайджанского театра оперы и балета. В 1929 году Магомаев стал музыкальным руководителем Азербайджанского радиоцентра, в этой должности оставался до 1931 года.

В 1932 году начал писать оперу по сюжету эпического сказания о Кёроглы, но узнав, что Гаджибеков пишет произведение на ту же тему, уничтожил черновики, считая, что друг напишет оперу гораздо лучше. После этого он приступил к написанию оперы «Наргиз», рассказывающей о борьбе крестьян Азербайджана за установление советской власти в XX веке. Это произведение, премьера которого состоялась в Баку 24 декабря 1935 года, стало первой азербайджанской оперой на советскую тематику.

В 1937 году композитор заболел туберкулёзом. По семейной легенде, причиной заболевания стало переохлаждение, полученное при спасении супруги, упавшей в реку Кура. Болезнь осложнялась и он выехал для лечения в Нальчик, где и скончался 28 июня 1937 года. Похоронен композитор был на Аллее почётного захоронения в Баку.

Семья

У Муслима было два брата и три сестры. Он был женат на Байдигюль Терегуловой, сестре оперного певца Ханафи Терегулова и Малейке Гаджибековой (супруги Узеира Гаджибекова). У пары было два сына: Джамал-Эддин и Магомет. Первый в 1953—1957 годах занимал должность министра промышленности Азербайджанской ССР, последний был театральным художником и мультипликатором, ушёл на фронт Великой Отечественной войны вопреки брони и погиб 24 апреля 1945 года при взятии Берлина. В браке с ним актриса Айшет Кинжалова родила сына Муслима, позднее ставшего знаменитым эстрадным и оперным певцом и композитором.

Музыкальные сочинения

«Музыкальная энциклопедия» (1976) приводит следующие сочинения Магомаева:

Оперы
  • Шах Исмаил (1916, поставлена в 1919 году в Баку);
  • Наргиз (написана и поставлена в 1935 году в Баку).

Музыкальная комедия
  • Хоруз бей (Господин петух, не окончена).
Для оркестра
  • Фантазия «Дервиш»
  • Марш, посвященный XVII партийному съезду;
  • Марш РВ-8 и др.
Музыка к спектаклям
  • «Мертвецы» Джалила Мамедкулизаде
  • «В 1905 году» Джафара Джаббарлы
Музыка к фильмам
  • «Искусство Азербайджана»;
  • «Наш рапорт» и др.

Вклад в музыку

Абдул-Муслим Магомаев является автором около 15 симфонических произведений, в их числе две оперы, марши, несколько рапсодий. Также ему принадлежат около десятка вокальных произведений на стихи азербайджанских поэтов. Известно о трёх его незаконченных произведениях: опере «Любовь», балете «Дэли Мухтар» и музыкальной комедии «Хоруз бей». Кроме того, Магомаев является автором музыкального сопровождения к театральным постановкам («Мертвецы», «В 1905 году») и кинофильмам («Искусство Азербайджана» и «Наш рапорт»).

Опера Магомаева «Наргиз» считается первой азербайджанской оперой, построенной на классических музыкально-сценических формах. Более ранние оперы Магомаева и Гаджибекова являются в той или иной степени мугамными. Также Магомаев один из первых авторов азербайджанской массовой песни.

Магомаев занимался сбором и систематизацией чеченского, азербайджанского и другого кавказского фольклора. Азербайджанскому он уделял особое внимание, его авторству принадлежат симфонические обработки примерно трёхсот азербайджанских народных песен и танцев, часть из них была издана в сборнике «Азербайджанские народные песни» в 1927 году. В сборник вошли обработки народных произведений как Магомаева, так и Гаджибекова.

В основе творчества Магомаева лежит национальное искусство народов Азербайджана, изучением которого он увлекался со школьной скамьи. Не обошёл композитор стороной и опыт европейских и, в первую очередь, русских композиторов, сплетая его с народной музыкой и выводя таким образом последнюю на мировой уровень. При этом можно отметить высокую идейность его произведений: в них раскрываются темы как национального сознания азербайджанцев, так и борьбы народных масс против буржуазии.

Награды и память

В 1935 году Абдул-Муслиму Магомаеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР. Именем Магомаева названы:

Азербайджанская государственная филармония;
улица в историческом центре Баку.
Перед зданием филармонии расположен бюст Абдул-Муслима Магомаева, открытый в 1987 году. Бюст выполнен скульптором Омаром Эльдаровым и архитектором Арифом Салеховым. На стене дома номер 41 по улице Низами в Баку, где проживал композитор, повешена мемориальная доска.