Павел Чесноков — PianoKafe.com
русский композитор

Павел Чесноков


Оценить
Па́вел Григо́рьевич Чесноко́в (12 (24) октября 1877, Звенигородский уезд, Московской губернии — 14 марта 1944, Москва) — русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец — Григорий Петрович, мать — Марфа Федоровна Чесноковы. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое — Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895—1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901—1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916–1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого-Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год — хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма[источник не указан 746 дней]. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков — один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой — тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все — до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) — более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова — переложение тех же произведений для смешанного состава.

Список сочинений


Музыкальные произведения с номером опуса
  • Ор. 1. Семь романсов для голоса и фортепиано
  • Ор. 2. Три хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 4. Четыре хора для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 6. «Песнопения Триоди постной»
  • Ор. 9. «Сочинения и переложения для смешанного хора» (1906—1907)
  • Ор. 12. «Панихида № 1» (1907)
  • Ор. 14. Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 15. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 16. «Песнопения литургии» (1908)
  • Ор. 21. «Всенощное бдение» (1909): ноты
  • Ор. 22. «Задостойники на Господские и Богородичные праздники», знаменного распева (1909)
  • Ор. 24. «Литургия Преждеосвященных Даров» (1909—1910)
  • Ор. 28. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 29. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 30. «Песнопения из отпевания мирян» (1910)
  • Ор. 31. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 32. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 34. Девять хоров для женских или детских голосов и фортепиано
  • Ор. 35. Три хора для смешанных голосов
  • Ор. 39. «Панихида № 2» (1913)
  • Ор. 40. Шесть пьес для смешанных голосов
  • Ор. 41. «Ектении» для диакона с хором (1914)
  • Ор. 42. «Литургия святого Иоанна Златоуста» (1914): ноты
  • Ор. 43. «Ко Пресвятей Владычице» (1915)
  • Ор. 44. «Всенощное бдение» (1915): ноты
  • Ор. 45. «Во дни брани» (1915)
  • Ор. 46. «Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани против супостатов, находящих на ны» (1915)
  • Ор. 47. «Ирмосы воскресные 8-ми гласов», сокращённого знаменного и сокращённого киевского распевов (1916)
  • Ор. 48. Четыре пьесы для смешанных голосов
  • Ор. 49. «Ко Господу Богу» (1918)
  • Ор. 50. «Литургия», обычного напева (1918)
  • Ор. 50а. «Всенощная», обычного напева
  • Ор. 52. Три русских песни для смешанных голосов
  • Ор. 55. Пять русских песен для смешанных голосов

Музыкальные произведения без номера опуса
  • «60 переложений со смешанного на однородный хор духовно-музыкальных сочинений современных авторов» (1912)
  • «Часы святой Пасхи» (1917)

Литературное наследие

Хор и управление им. — М.: Музгиз, 1961.