Юрий Визбор — PianoKafe.com
автор-исполнитель

Юрий Визбор


Оценить
Ю́рий Ио́сифович (Юзефович) Ви́збор (20 июня 1934, Москва — 17 сентября 1984, там же) — советский автор-исполнитель песен, поэт, киноактёр, писатель и журналист, киносценарист, кинодокументалист, драматург, художник. Один из основоположников жанра авторской, студенческой, туристской песни. Создатель жанра «песни-репортажа», автор более 300 песен. Член Союза журналистов и Союза композиторов СССР.

Биография


Ранние годы

Юрий Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве.

Мать — Мария Григорьевна, урожденная Шевченко (1912—1999), родилась в 1912 году в Екатеринодаре, украинка, окончила курсы акушерок, во время войны работала в санэпидстанции и училась в 1-ом Медицинском институте. Потом более 30 лет проработала в Министерстве здравоохранения СССР, была членом международных медицинских учреждений, побывала почти в 50 странах мира.

Отец — Иозас (Юозас) Ионасович Визборас (1903—1938, в России — Иосиф (Юзеф) Иванович Визбор), литовец, родился в Либаве, образование среднее, моряк, во время гражданской войны на Южном фронте — командир в РККА, в середине 1930-х годов — на руководящей работе в милиции Таджикистана. В 1934 году был ранен в спину из маузера. Затем был оперуполномоченным ОБХСС в Москве. 14 января 1938 года был арестован, 23 марта 1938 года комиссия НКВД и Прокуратуры СССР приговорила его к расстрелу по обвинению в принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации, по 58 статье УК РСФСР по пунктам 6, 10 и 11, 5 апреля 1938 года приговор был приведён в исполнение на Бутовском полигоне НКВД, 14 августа 1958 года был реабилитирован посмертно.

Мать Мария Григорьевна вышла замуж вторично, отчимом стал Иван Кузьмич Ачетков, рабфаковец, выходец из простых, но работающий в Госкомитете по строительству. Отношения с ним у Юрия не сложились. В 1951 году мать развелась с отчимом.

В 1941 году семья переехала на Сретенку.

В своей автобиографии Визбор пишет, что он в четырнадцать лет написал своё первое стихотворение.

Учёба в МГПИ

В 1951 году Визбор закончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина — после неудачных попыток поступить в МИМО, МГУ и Московский государственный университет геодезии и картографии. На выбор вуза повлиял его одноклассник Владимир Красновский, о котором Визбор говорил: «Не было человека в моей судьбе, который оказал бы на меня большее влияние, чем Володя… Он научил меня любить музыку, песни, любить и понимать литературу». Ещё в школе он научил Юрия играть на гитаре. В МГПИ уже существовали песенные традиции, связанные как с самодеятельностью студентов, так и с туризмом. Впечатления от первых походов по Подмосковью и Карелии стали основой для первых песен Визбора.

Песни «Мадагаскар» и «Парень из Кентукки» быстро стали популярными среди московского студенчества. Буква «П» в аббревиатуре названия МГПИ в начале 1950-х годов расшифровывалась в студенческой среде как «Поющий». Это был один из центров нарождавшегося в то время жанра «самодеятельной», или «авторской песни», и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра.

В этот период Визбор сочинял песни на известные мелодии или с использованием таковых. Авторами некоторых мелодий являлись его друзья В. Красновский, С. Богдасарова, В. Олеников.

К периоду учёбы относятся десятки ранних песен Визбора, в том числе «Гимн МГПИ—МПГУ»:

Много впереди путей-дорог,
И уходит поезд на восток.
Светлые года
Будем мы всегда
Вспоминать.

Много впереди хороших встреч,
Но мы будем помнить и беречь
Новогодний зал,
Милые глаза,
Институт.


Распределение и армия

В 1955 году Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература». С августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область), куда опять-таки отправился вместе с В. Красновским. В октябре того же года оба были призваны в ряды Советской армии и служили вместе в воинских частях, расположенных на территории Кандалакшского горсовета Республики Карелия (ныне Мурманская область). К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в газете соединения и военного округа.

Армейский период, по мнению составителя собрания сочинений Ю. Визбора — Р. Шипова, сыграл определяющую роль в формировании автора как поэта и гражданина. Именно тогда он сочинил первую песню на собственную музыку — «Синие горы» («Я помню тот край окрылённый…»). Он на всю жизнь полюбил Север, куда впоследствии возвращался и по журналистским делам, и к друзьям. Не оставляла его и военная тема, тема подвига.

Во время службы и сразу после демобилизации написал повесть «На срок службы не влияет» (впервые опубликована в двухтомном собрании сочинений после смерти Ю.Визбора). В 1963 году на неё дал положительную рецензию К. Симонов, но главный редактор журнала «Юность» Б. Полевой не решился на публикацию. Повесть автобиографична: в главном герое Константине Рыбине угадывается сам Ю. Визбор, а в его друге Владимире Красовском — его школьный, институтский и армейский друг Владимир Красновский.

Начало журналистской карьеры и популярность песен

В октябре 1957 года уволился в запас из армии в звании старшего сержанта и начал работать журналистом, вначале внештатно на Московском радио. Послеармейский период (по 1963 год) в бытовом плане был непростым: постоянной работы не было, зато создалась молодая семья (Визбор женился на однокурснице Аде Якушевой). В этом браке родилась дочь Татьяна, впоследствии журналист и радиоведущая. В этот период творчества Визбор создавал один шедевр за другим — ставшие поистине народными песни «Охотный ряд», «Домбайский вальс», «Спокойно, дружище», «Синий перекрёсток».

В 1960 году Визбор сочинил песню «Если я заболею» на стихи Ярослава Смелякова, немного сократив стихотворение и внеся коррективы для согласования с музыкальным размером. Она обрела широкую популярность и в 1961 году была опубликована в журнале «Музыкальная жизнь». В одном из выступлений на радио Ярослав Смеляков сказал: «Самое большое счастье для поэта, когда его стихи без его ведома становятся народной песней. Так вышло с моим стихотворением „Если я заболею“…» Эта песня стала первой и последней, в которой Ю. Визбор выступил только в качестве композитора. Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобрели популярность среди интеллигенции — сперва в Москве, а затем и по всей стране.

С 1963 года он отказывается от сотрудничества с друзьями в создании песен, используя помощь профессиональных композиторов лишь при сочинении песен «на заказ» для эстрады, театра и кино.

В 1957 году Визбор стал одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия».

В 1961 году совместно с С. Смирновым написал сценарий к фильму Б. Рыцарева «Выше неба», для которого также сочинил 6 песен, в том числе «Домбайский вальс».

«Он дал своему поколению голос, дал жанр, и именно с его лёгкой руки пошло уже поветрие и появились менестрели следующих поколений — принцип был распознан, почин подхвачен, создалась традиция, артистическая система, оказавшая влияние на поэзию и ставшая её частью». Лев Аннинский.

В 1962 году принял участие в создании радиостанции «Юность». Начинает также концертную деятельность.

В 1963 году выступает как один из основателей звукового журнала «Кругозор», в котором работает до 1970 года. По заданиям журнала объездил всю страну и стал родоначальником нового жанра «песни-репортажа»: в № 1 звукового журнала в 1964 году прозвучала первая такая песня — «На плато Расвумчорр».

В 1966 году его репортажи отмечены в числе лучших материалов журнала. В том же году выходит первый сборник рассказов Визбора «Ноль эмоций».

В 1967 году вступает в КПСС. Пишет сценарий к документальному фильму «Тува — перекрёсток времён» (Свердловская киностудия).

1971-й стал первым активным годом в концертной деятельности Визбора: состоялось 30 его выступлений в городах страны, а самым активным стал 1976-й год (70 концертов).

В 1974 году состоялась премьера пьесы «Автоград XXI» в Московском Театре имени Ленинского комсомола (режиссёр и соавтор М. Захаров), затем пьесы «В списках не значился» по повести Б. Васильева. С 1974 по 1984 год эта пьеса была поставлена в 27 театрах страны.

В 1979 году Московский клуб самодеятельной песни подготовил сборник Ю. Визбора.

В 1980 году в соавторстве с Д. Сухаревым создан текст песни для кинофильма «Москва слезам не верит» (режиссёр В. Меньшов).

В последние годы жизни Визбор продолжает активно работать в телевизионном кино, создавать песни, в том числе и для телефильмов, выступать с концертами. Он всю жизнь занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир, Гиссаро-Алай и Тянь-Шань; был инструктором по горнолыжному спорту.

Создатель телефильмов

С 1967 года, начав создавать сценарии для документальных фильмов и затем попробовав себя как режиссёр, к 1970 году Визбор переходит на работу в сценарный отдел творческого объединения «Экран» Государственного комитета по радио и телевидению.

Его командировки связаны с крупнейшими проектами времени: строительством КамАЗа и Братской ГЭС, освоением Самотлора, разработкой месторождений Якутии.

За сценарий и текст документального фильма «Доктор» Визбор получает Гран-при на Международном фестивале Красного Креста в Варне (1976).

В 1976 году он принят в Союз кинематографистов СССР.

В 1979 году фильм «На полюс!» («Центранаучфильм»), текст для которого написал Ю. Визбор, был удостоен Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Винценте (Италия).

Актёрская карьера

Первую роль в кино Визбор сыграл в 1966 году, снявшись в известном фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». По собственному признанию Визбора, когда режиссёр позвонил ему и предложил сняться в кино, он воспринял это как розыгрыш. Тем не менее для непрофессионального актёра дебют Визбора оказался очень убедительным; и роль обаятельного «человека с гитарой», обольстителя девушек Алика стала одной из его главных удач. В фильме Визбор исполнил три песни — «Простите пехоте» Б. Окуджавы, «Обеденный перерыв» Е. Клячкина и собственную «Спокойно, дружище, спокойно!…».

В 1968 году снимается в фильме «Возмездие» в роли генерала Захарова.

В дальнейшем Визбор регулярно снимался в кино:

1968 год — «Красная палатка» (профессор Бегоунек),
1969 год — «Рудольфио» (Рудольф),
1971 год — «Ты и я» (Саша),
1973 год — «Семнадцать мгновений весны» (Борман)
1982 год — «Нежность к ревущему зверю» (Одинцов)
и так далее.

Болезнь и смерть

В 1982 году Юрий Иосифович перенёс инфаркт миокарда, после которого успешно восстановил здоровье и даже вернулся к привычным экспедициям в горы. В начале марта 1984 года в альпинистском лагере «Цей» Визбор пишет свою последнюю песню — «Цейская». По возвращении в Москву почувствовал себя плохо, у него был диагностирован рак печени.

Юрий Визбор скончался 17 сентября 1984 года, на 51-м году жизни, в Москве. Похоронен на московском Кунцевском кладбище.

Личная жизнь

Юрий Визбор был женат четыре раза.

В 1958 году женился на Аде Якушевой (24.01.1934—6.10.2012).
У них родилась дочь Татьяна, которая в будущем[что?] стала журналисткой.
Внуки:
Варвара Визбор — певица;
Юрий Визбор-младший (Лобиков) — композитор, музыкант.
Второй женой в 1967 году стала актриса Евгения Уралова (19.06.1940), с которой Визбор познакомился на съёмках фильма «Июльский дождь».
В этом браке родилась дочь Анна. Развелись после измены Визбора.
Третий раз Визбор женился в 1974 году на художнице Татьяне Лаврушиной. Брак продлился чуть больше полугода.
Четвёртый раз Визбор женился в 1979 году, после 5-летнего знакомства, на журналистке Нине Филимоновне Тихоновой (27.09.1938 — 24.05.2013). Похоронена на кладбище Ракитки.

Песня «Осенние дожди» и песня «Перевал»

Курьезным образом у песни «Осенние дожди» (1970) „Видно, нечего нам больше скрывать,..“ образовалась устойчивая «народная» версия из категории «популярные песни у костра», называемая обычно «Перевал». В музыке упростились мелодия и аккорды, а в тексте возникли небольшие правки, изгоняющие горькую авторскую интонацию и заменяющие ее на героическо-романтическую, например „Просто нечего нам больше терять“ на месте авторской „Просто нечего нам больше скрывать“ или „Каждый сделал все, что мог, все, что мог“, там где у Визбора был глагол „предал“. Также «ненужный» анахронизм „и слуга войдет с оплывшей свечой“ часто заменяется на „и луна взойдет оплывшей свечой“.